Региональные и отраслевые проблемы реализации инвестиционной политики
РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИКлючевым звеном разрешения финансово-экономических проблем химического и нефтехимического комплекса является формирование благоприятного климата для развития инвестиционного процесса. Создание такого климата - главная цель в основе инвестиционного развития региона.Организация эффективного инвестиционного процесса, адекватного современной отечественной экономике, - чрезвычайно сложная задача, решение которой зависит как от внешних, так и внутренних факторов. Внешние факторы – это уровень и динамика развития макроэкономики, главными показателями которой служат темпы роста валового внутреннего продукта, национального дохода, располагаемого личного дохода, инфляции, безработицы, покупательной способности национальной валюты, состояние бюджета и платежного баланса.Внутренние факторы определяются характером связей и пропорций между структурными элементами инвестиционных ресурсов, их количеством и качеством, состоянием инновационной деятельности, уровнем организации и управления инвестиционными проектами, квалификацией кадров.Для достижения стратегической цели инвестиционной политики региона необходимы следующие условия:наличие устойчивых финансовых ресурсов, полностью удовлетворяющих инвестиционный спрос; гарантированное удовлетворение потребности в инвестиционных материально-технических ресурсах; формирование системы управления инвестиционным процессом, основанной на сочетании государственного экономического регулирования, хозяйственного самоуправления и широкого делегирования федеральных полномочий региональным органам управления; переход от прямого государственного распределения инвестиционных ресурсов к использованию рыночного механизма и целевой государственной поддержки социально важных отраслей экономики; ускоренное развитие рынка ценных бумаг, ссудного капитала, лизинга, инвестиционных банков и компаний и т.д.; восстановление и дальнейшее развитие прочных хозяйственных связей между субъектами инвестиционной деятельности, основанных на высокой материальной ответственности за выполнение взаимных обязательств; опережающее развитие инновационного процесса, являющегося важнейшим источником «ноу-хау» в области техники, технологии, экономики, организации и управления; формирование в ходе приватизации и акционирования новых субъектов инвестиционной деятельности и механизма стимулирования предпринимательства; создание механизма страхования финансовых рисков; стимулирование долгосрочных инвестиций в производственную сферу; обеспечение развития кадрового потенциала субъектов инвестиционной деятельности в соответствии с требованиями современного менеджмента; обновление научного потенциала инвестиционной сферы как интеллектуальной основы радикального ее преобразования; совершенствование законодательно-правовой и нормативной базы эффективного функционирования субъектов инвестиционной деятельности, обеспечивающей свободный доступ к рынку инвестиционных услуг, а также государственную защиту законных прав инвесторов. В условиях рыночной экономики главной цементирующей силой всех структурных звеньев комплекса химической промышленности служит рынок. В связи с этим сбалансированность и эффективность инвестиционного процесса в решающей мере определяются динамикой рынка инвестиций, равновесием спроса и предложения на инвестиционные ресурсы. Но в связи с тем, что формирование рынка инвестиций в нашей стране находится в зародышевом состоянии, главную регулирующую роль должно взять на себя государство.На наш взгляд, для проведения разумной и привлекательной для инвесторов политики могут быть сформулированы следующие задачи:повышение отраслевой инвестиционной привлекательности химической и нефтехимической промышленности региона; развитие инфраструктуры республики; формирования здоровой конкурентной среды; поддержание благоприятного экологического климата в регионе; формирование новых источников налоговых и рентных платежей; образование новых рабочих мест. Для достижения данных задач Республика Татарстан может использовать предоставленные законодательством полномочия и должна основывать свою инвестиционную политику на принципах:доброжелательности во взаимоотношениях с инвестором; открытости и доступности информации для всех инвесторов; ясности и простоты инвестиционного процесса в Республике Татарстан; презумпции добросовестности инвесторов; сбалансированности публичных и частных интересов; равноправия инвесторов и унифицированности публичных процедур; объективности и здравого экономического смысла в принимаемых решениях; неизменности принятых решений; взаимной ответственности властей республики и инвесторов. В данном случае, на наш взгляд, основной целью региональной инвестиционной политики должна являться поддержка базовых предприятий регионов путем осуществления структурной перестройки экономики республики и обеспечения наиболее полного и эффективного использования ее природно-ресурсного, кадрового и производственного потенциала. Современная региональная инвестиционная политика представлена широким набором сложных и неоднородных инвестиционных решений, как прямых, так и «портфельных». Особое место в инвестиционной политике занимают прямые инвестиции. В силу долгосрочного характера и масштабности вовлекаемых ресурсов, они сопряжены с повышенными рисками. Поэтому проанализируем процесс принятия инвестиционного решения и возможные его направления на примере химической и нефтехимической промышленности Республики Татарстан. Процесс принятия любого инвестиционного решения должен включает следующие элементы:формирование проблемы и установление границ области исследования; сохранение формального механизма контроля за состоянием параметров окружающей деловой среды; выявление функциональных взаимосвязей между определяющими переменными проблемами и факторами внешней деловой среды; четкое установление целей и задач, решаемых инвесторами; установление критериев, выводимых из общих задач и позволяющих классифицировать альтернативы с точки зрения того, насколько их результаты способствуют достижению целей инвесторов; поиск информации в целях определения тех факторов внешней деловой среды, которые могут оказать влияние на реализацию проекта, а также доступных альтернатив этому проекту; поиск альтернативных вариантов, функциональных взаимосвязей, а также возможных параметров окружающей деловой среды, которые необходимо учитывать при выборе возможных вариантов; построение модели оценки процесса (описание различных альтернативных проектов и разработка гипотез относительно взаимосвязи между этими проектами и возможными внешними условиями и вероятными результатами от их реализации); введение в модель прогнозных значений переменных, зависящих от системы управления организацией, и значений различных переменных, описывающих состояние окружающей деловой среды;