Методы документального контроля
1. Методы документального контроляМетод финансово-хозяйственного контроля характеризуется использованием общенаучных методических приемов исследования объектов контроля и собственных конкретно-научных эмпирических методических приемов экономического исследования.Существуют две группы методов документального контроля. 1). Методы формально-правовой проверки документов:а) проверка соблюдения правил составления, полноты и подлинности оформления документов;б) сопоставление учетных и отчетных показателей с показателями бизнес-планов и установленными нормативами;в) проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, т. е. проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам;г) проверка арифметических расчетов клиента — перерасчет, т. е. арифметический (счетный) контроль и др.2). Методы проверки реальности (достоверности) отраженных в документах обстоятельств и процессов:а) сопоставление данных документов, отражающих операции с данными документами, которые явились основанием для этих операций;б) получение письменного подтверждения от третьих лиц о реальности остатков на счетах денежных, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности и др.;в) проверка записей в регистрах бухгалтерского учета и отчетности, правильности корреспонденции счетов;г) аналитические процедуры (самостоятельно осуществляемые ревизором расчеты, часто значительные по объему);д) прослеживание, под которым понимают процедуру, в ходе которой, проверяющий исследует некоторые первичные документы, проверяет отражение их данных в регистрах аналитического и синтетического учета, находит заключительную корреспонденцию и убеждается в правильности (неправильности) отражения в учете соответствующей операции;е) специальные методы (встречная проверка, взаимная проверка, контрольное сличение, восстановление натурально-стоимостного учета, логическое исследование хозяйственных операций и др.);ж) подготовка альтернативных балансов, как промежуточных — сырья, материалов, выхода продукции — так и заключительного бухгалтерского («пробного»).Методы фактического контроля:— инвентаризация;— осмотр;— обследование;— контрольный запуск сырья в производство;— лабораторный анализ качества товаров, сырья и готовой продукции;— экспертная оценка;— проверка объемов выполненных работ;— проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;— получение устных и письменных объяснений, справок и ответов на заранее разработанные анкеты;— контрольная покупка и др.Знание и умение применения основных методов и приемов существенно повышает эффективность контроля. Все хозяйственные операции и факты хозяйственной жизни у экономических субъектов должны быть документированы. Проверяющий работает с первичными документами, учетными регистрами, формами отчетности и т. д. Документы могут быть либо доброкачественными, либо недоброкачественными, и частные задачи проверяющего нередко состоят в выявлении недоброкачественных документов с целью их последующего анализа и определения последствий их использования экономическим субъектом.Для классификации документов по качественным признакам используют три критерия доброкачественности документов:1) формальный критерий. Любой доброкачественный документ должен быть составлен по определенной форме. В РФ широко используются типовые межведомственные формы различных первичных документов. В документе должны быть заполнены все реквизиты;2) критерий законности. Хозяйственная операция, отраженная в документе, должна быть законна по своему содержанию, быть санкционированной в установленном порядке ответственными должностными лицами;3) критерий действительности. Документ должен отражать содержание именно той хозяйственной операции, для которой он был создан, причем отражать это содержание в неискаженном виде относительно объемов, даты, участвующих в хозяйственной операции сторон или лиц и т. д. Документы, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных критериев, являются недоброкачественными.Недоброкачественные документы в свою очередь могут быть подразделены на две группы.1. Документы, недоброкачественные по форме. Они отражают реальные хозяйственные операции в неискаженном виде и объеме. Однако среди них могут быть:— неправильно оформленные, например, с использованием не типовой межведомственной формы, а той формы, которая применяется только в данной организации;— неоформленные или недооформленные, например, без указания определенных реквизитов, обязательных для данного типа документов.2. Документы, недоброкачественные по существу. Они могут отражать такую информацию, которая, в конечном счете, оказывает существенное воздействие на достоверность финансовых результатов, среди них могут быть:— недоброкачественные документы, содержащие случайные ошибки или даже незаконные операции, например совершенные по незнанию;— содержащие признаки материального или интеллектуального подлога.Для этого среди подложенных документов выделяют:материальный подлог — это документы, в которых содержатся подделки определенной части информации. Например, подделка подписи, исправление даты и т. п.;интеллектуальный подлог — это такие документы, которые составлены и оформлены верно, но которые содержат заведомо ложную информацию.Подлоги, сочетающие интеллектуальный и материальный подлоги, называются комбинированными.Методические приемы документального контроля также подразделяют на:— приемы проверки отдельного документа (формальная проверка, арифметическая проверка, нормативно-правовая проверка, проверка на действительность хозяйственной операции);— приемы проверки нескольких документов по однотипным или взаимосвязанным хозяйственным операциям (встречная проверка, взаимная сверка);— приемы проверки системных бухгалтерских записей (контрольное сличение, восстановление количественно-суммового учета, хронологическая проверка движения товарно-материальных ценностей и денежных средств, сканирование, наблюдения проверяющего, проверка документов и проверка соблюдения правил учет...