Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы внутреннего контроля бухгалтерского учета экономического субъекта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИКАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ“допустить к защите”зав.кафедрой,профессор____________Ивашкевич В.Б.“___”__________2002г.Дипломная работа“Внутренний контроль на предприятии. Внедрение системы внутреннего контролябухгалтерского учета экономического субъекта”(по материалам ООО “Транссервис ЛТД”)Автор Кулиш С.М.Группа 509 Специальность 060500Бухгалтерский учет и аудит Научный руководитель Семенова И.М. Казань - 2002СОДЕРЖАНИЕВведение……………………………………………………………………………..4Теоретические основы внутреннего контроля.Внутренний контроль, его цели, задачи, предмет, методы и объекты исследования……………………………..8Взаимоотношение внешнего и внутреннего контроля……………….11Законодательные основы организации внутреннего контроля………17Система бухгалтерского учета как составная часть системы внутреннего контроляЦели и средства внутреннего контроля системы бухгалтерского учета………………………………………….24Функциональные области контроля……………………………………28Информационные потоки в бухгалтерии предприятияи подготовка отчетности для внутренних целей………………………30Процедуры и методы внутреннего контроля как составная часть системы внутреннего контроля.Классификация процедур и методов внутреннего контроля……...37Разделение обязанностей…………………………………………….41Система подтверждения полномочий……………………………….42Документальный контроль……………...…………………………...45Физические способы контроля………………………………………51Система независимых проверок…………………………………….60Заключение…………………………………………………………………………63Список литературы…………………...……………………………………………69Приложение………………………………………………………………………...70ВведениеМножество компаний во всем мире страдает от неэффективного использования разного рода ресурсов – людских, финансовых, материальных, от недостатка необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны персонала и управляющих. Подобных проблем можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы внутреннего контроля. Какова же роль и значимость внутреннего контроля?Каждый из нас практически ежедневно применяет самоконтроль или, другими словами, внутренний контроль. Это происходит, когда мы закрываем дверь перед уходом из дома (сохранение наших активов – того, что находится в квартире), проверяем счет в ресторане (сохранение денежных средств – не платить же больше, чем должен – и, одновременно, проверка правильности учетных записей в виде оформленного счета), покупаем страховку (желание обезопасить себя от возможной потери активов в будущем), выбираем оптимальный маршрут движения (эффективное использование ресурсов, в данном случае – времени и денег). И подобные примеры можно продолжать.А вот некоторые примеры недостаточного контроля, но уже касающиеся крупнейших компаний. Хакеры проникают в систему электронных расчетов банка и крадут несколько сотен тысяч долларов; компания-производитель тратит несколько миллионов долларов на устранение неисправности в тормозной системе проданных автомобилей – престиж дороже денег; самолет попадает в катастрофу по причине некачественного топлива. Все эти негативные, порой трагичные, события стали возможны, прежде всего, из-за недостаточно эффективной системы внутреннего контроля или системы контроля качества, которая по смыслу близка системе внутреннего контроля.Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна – это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система – это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному...