Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Бухгалтерский учет и аудит

Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности

Тип: курсовая работа
Категория: Бухгалтерский учет и аудит
Скачать
Купить
Нормативное регулирование финансовой отчетности. Составление бухгалтерского баланса, отчетов о прибылях и убытках, изменении капитала, движении денежных средств. Порядок составления пояснительной записки. Значение консолидированной отчетности (МСФО).
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Оглавление

Раздел 1. Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности

1.1 Нормативное регулирование финансовой отчетности

1.2 Составление бухгалтерского баланса

1.3 Составление отчета о прибылях и убытках

1.4 Отчет об изменении капитала

1.5 Отчет об движении денежных средств

1.6 Значение и порядок составления пояснительной записки

1.7 Значение консолидированной отчетности (МСФО)

Список используемой литературы

Приложения

Раздел 1. Теоретические основы бухгалтерской финансовой отчетности

1.1 Нормативное регулирование финансовой отчетности

К настоящему времени в России формально сложилась определенная концепция в регулировании учета и отчетности. Департаментом методологии и бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ разработана стройная четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни (таблица 1).

Таблица 1

Система регулирования бухгалтерского учета в России

Уровни

Документы

Органы, принимающие документы

I уровень-законодательный

Федеральные законы, постановления, указы

Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ

II уровень - Нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III уровень - Методический

Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти, консультационные фирмы

IV уровень - Организационный (уровень предприятия)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.), в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организации, консультационные фирмы

Таким образом, на современном этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Во внедряемой системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета, безусловно призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти регуляторы имеют ряд особенностей.

Во-первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми ранее были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер.

Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций в виде типовых проводок.

В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные регуляторы, как правило, не требуют регистрации этим министерством, то есть за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

Положения по бухгалтерскому учету наряду с типовым планом счетов по существу задают методологию учета, поэтому они носят достаточно обобщенный характер и не всегда очевидны для понимания практикующих бухгалтеров, аудиторов, аналитиков. Разрешить указанное противоречие призваны регуляторы третьего уровня, предназначенные, в основном, для интерпретации первого и второго уровней.

Если в отношении типового положения по бухгалтерскому учету уже сложилось определенное понимание его структуры и наполнения (в известном смысле здесь были эталоны - международные стандарты бухгалтерского учета), то содержательная сторона соответствующих методических рекомендаций по его интерпретации и применению пока еще не обсуждалась. Некоторая сложность состоит и в том, что вряд ли возможно дать унифицированную структуру подобного документа, т.к. эта структура в значительной степени будет зависеть от вида базового стандарта (ПБУ), к которому готовится документ - Методические рекомендации по применению ПБУ.

Нормативные документы по учету, разрабатываемые Минфином России и другими государственными органами, имеют значимость, прежде всего, для бухгалтеров. Что касается пользователей отчетности, то для них важны лишь основополагающие регулятивы, перечень которых приведен в приложении 1.

Наиболее примечательным регулятивом среди приведенных в таблице 2 является Закон "О бухгалтерском учете". Его принятие свидетельствует о том, что в России не считают разумным безоговорочное принятие англо-американской модели бухгалтерского учета (в США и Великобритании подобного закона нет).

Приведенные в Приложении 1 нормативные акты определяют методологию бухгалтерского учета в целом. Что касается документов, непосредственно регулирующих порядок составления и представления отчетности, то помимо регулятивов второго уровня для практикующих бухгалтеров имеют значимость отдельные приказы и письма Минфина России, в частности:

- "О формах бухгалтерской отчетности организаций" от 22.07.2003 г. № 67н;

- "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами" от 28.11.96 № 101;

Важно отметить, что данными нормативными актами регулируется состав и содержание отчетности, представляемой владельцам хозяйствующего субъекта. Что касается, например, налоговых органов, то при представлении им отчетности бухгалтерам в дополнение к перечисленным регулятивам приходится руководствоваться Налоговым кодексом в части определения затрат. Поэтому налоговая отчетность гораздо более объемна по числу форм. Кроме того, хозяйствующие субъекты должны представлять определенную отчетную информацию во внебюджетные фонды. Общее число отчетных форм, справок, деклараций, ведомостей и т.п. может доходить до пятидесяти наименований.

В силу ряда причин четкое взаимодействие между нормативными документами различного уровня не отработано до сих пор. Поэтому имеется довольно много противоречий, как в отдельных документах, так и при их совместном рассмотрении.

Таким образом, на современном этапе в России действует четырехуровневая система регулирования, в которой выделены законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

В системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета несут стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ), регулирующие состав и содержание отчетности.

1.2 Составление бухгалтерского баланса

Термин «баланс» происходит от латинских слов bi - дважды и lanx - чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как символ равенства. Этот термин принят в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени, например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, хлеба и т. д.), баланс денежных доходов и расходов государства. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.

В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:

1) равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и по соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;

2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

Равные итоги по активу и пассиву баланса горизонтальной формы располагаются на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в положении равновесия.

По определению Я. В. Соколова, баланс есть модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организации [4].

В современных экономических условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержатся в балансе. В основу построения современных балансов положена классификация хозяйственных средств и источников их формирования. Вместе с тем возможен и функциональный подход к созданию формата баланса.

В экономике любого государства бухгалтерский баланс выполняет важные функции, в том числе:

* баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, имущественным состоянием организации;

* по балансу определяют ликвидность и показатели платежеспособности организации;

* по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде прироста собственного капитала за отчетный период;

Другие файлы:

Аудиторская проверка бухгалтерской финансовой отчетности
Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. Методические основы аудита бухгалтерской финансовой отчетности. Планировани...

Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в России
Сравнительный анализ принципов составления и предоставления финансовой отчетности в Российской Федерации и международной практике. Этапы формирования...

Анализ основных показателей годовой финансовой отчетности ДЗАО "Тамбовское объединение по газификации" ОАО "Запсибгазпром"
Теоретические вопросы бухгалтерской отчетности. Формирование бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование. Стандарт "Бухгалтерская отчетнос...

Бухгалтерская отчетность организации
Теоретические основы и содержание бухгалтерской отчетности. Основные понятия и элементы, функции и виды. Требования к качественным характеристикам инф...

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия
Система бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Теоретические аспекты составления финансовой отчетности. Горизонтальный и вертикальный анализ ба...