Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Бухгалтерский учет и аудит

Особенности проведения инвентаризации в бюджетных организациях

Тип: дипломная работа
Категория: Бухгалтерский учет и аудит
Скачать
Купить
Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета: характеристика целей, способы проведения. Знакомство с классификацией источников финансирования дефицита бюджета. Рассмотрение особенностей проведения инвентаризации в бюджетных организациях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В России существует значительное количество бюджетных организаций, многие из которых управляются и, как следствие, действуют неэффективно. Отсутствие должного внимания к управлению организацией, ее ресурсами и деятельностью, достаточно быстро может привести к состоянию финансового кризиса, если средства, которые могли бы быть потрачены на удовлетворение общественных потребностей, расходуются впустую. Без грамотного управления и контроля бюджетные организации зачастую превращаются из общественных институтов в инструменты выкачивания денег из государства, обогащения отдельных лиц за счет общества.

Управление любой организацией, в первую очередь, начинается с анализа её текущего состояния. В свою очередь, оценка реального финансового состояния организации предполагает наличие достоверной информации обо всем имуществе, находящемся в ее распоряжении: наличии, количестве, состоянии, в котором это имущество находится, и правильности его стоимости [18].

Основным источником информации о состоянии организации является бухгалтерский учет, однако по разным причинам реальное состояние и данные бухгалтерского учета могут различаться. Процесс проверки имущества и обязательств и называется инвентаризацией [22].

Инвентаризация - это контрольная функция учета, позволяющая выявить случаи необоснованного уменьшения капитала компании, вложенного в различные виды имущества (активов) [25].

Инвентаризация - это механизм, позволяющий убедиться в достоверности учета. Учет и отчетность могут быть правильными на бумаге, но их достоверность можно выявить только путем инвентаризации [31].

Таким образом, вопросы организации и проведения инвентаризации являются актуальными не только с точки зрения научно-исследовательской задачи, но и важнейшей практической проблемой для управления и повышения эффективности бюджетных организаций.

Целью настоящей дипломной работы является изучение особенностей проведения инвентаризации в бюджетных организациях и поиск путей оптимизации этого процесса.

Для достижения указанной цели в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

1) рассмотрены основные понятия, этапы и мероприятия при проведении инвентаризации;

2) изучена нормативно-правовая база;

3) сделана организационно-экономическая характеристика исследуемого учреждения, проанализирована процедура инвентаризации, проведенная в 2011 году;

4) выявлены типичныенарушения при проведении инвентаризации;

5) сформулированы основные направления по оптимизации процедуры инвентаризации.

Объектом исследования является Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Колледж городской инфраструктуры и строительства №1. Предметом исследования стала процедура инвентаризации, проведенная в 2011 году.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и приложений. В первой главе работы «Теоретические аспекты инвентаризации»даны определения основным понятиям, изучена нормативно-правовая база документов, регулирующих проведение инвентаризации, выявлены основные этапы и мероприятия инвентаризации. Во второй главе «Проведение инвентаризации в ГБОУ КГИС №1» дана организационно-экономическая характеристика исследуемому предприятию, выявлены особенности, связанные со статусом бюджетного учреждения образования, проведен анализ фактических и плановых доходов и расходов и их структуры в 2011-2012 году, проанализирована организационная работа по подготовке и мероприятия, проведенные в рамках инвентаризации. В третьей главе «Предложения по усовершенствованию процедуры проведения инвентаризации» систематизированы типичные ошибки и их последствия при проведении инвентаризации, выявлены основные способы оптимизации мероприятий при проведении инвентаризации. Практическая значимость работы состоит в следующем: возможность использовать предложенные направления оптимизации при проведении инвентаризации, возможность использовать обобщенную информацию о представленных на рынке автоматизированных системах учета и инвентаризации при принятии решений о выборе такой системы, возможность использовать систематизированный реестр типовых ошибок и нарушений для самоконтроля и самопроверки при работе инвентаризационной комиссии.

Основными источниками информации, используемыми при написании работы, стали нормативные документы, регламентирующие ведение бухгалтерского учета и проведение инвентаризации, учебная литература по исследуемой проблеме, материалы периодической печати и электронных средств массовой информации.

1. Теоретические аспекты инвентаризации

1.1 Основные понятия

Слово "инвентаризация" в русском языке существует менее ста лет. Впервые это слово было упомянуто в 1931 году в № 8 "Вестника АН", а глагол "инвентаризировать" - в 1935 году. Первичное существительное, от которого эти слова произошли, "инвентарь" - весьма старое и датируется, как минимум, 1713 годом. Первоначально оно существовало в формах - инвентариум и инвентарий. Но победила немецкая версия - инвентарь. Слово это возникло в латинском языке, где inventar или inventarium означало "опись", теперь оно означает "совокупность предметов"[36].

В современном обиходе инвентаризацией называется элемент метода бухгалтерского учета. Любая учетная работа начинается с инвентаризации или с описи имущества. Всегда проводился пересчет ценностей, чтобы узнать, умножаются или уменьшаются ресурсы частного хозяйства или страны. Например, в Древнем Египте (3400-2980 гг. до н.э.) один раз в два года проводилась сплошная инвентаризацияпо всей стране, описывали все, что можно, считалось, что имущество граждан находится у них во владении, а собственником всего является фараон[36]. Первоначально инвентаризация носила информационный характер: необходимо было знать, что находится во владении. Со временем она приобрела контрольный характер: все имущество распределялось между конкретными людьми, вводился текущий учет за всеми поступлениями и выдачами. Периодически данные этого учета сравнивались с тем, что было в наличии.У же тогда люди поняли самое главное: и излишки, и недостачи - это большое зло, и лицо, допустившее их, должно быть наказано.

Сначала была только натуральная инвентаризация, что позволяло выявить наличие учетных объектов, однако определить общую ценность было невозможно. Это связано с тем, что на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Персия, Палестина) длительный период в обиходе не было денег. Монеты появятся в VII веке до н.э. в Древней Греции, и тогда возникнет новая проблема: оценки инвентаря.

В средневековье (VIII-IX в. н.э.) в учете наблюдается преобладание натурального измерителя, но с другой стороны, делаются попытки структурировать инвентаризационные описи. Выделялись четыре группы ценностей: здания и сооружения; хозяйственный инвентарь; продукты; скот. В этом списке отсутствуют деньги, что свидетельствует о низком, по сравнению с античным миром, уровне товарных отношений. Но с Х века деньги начнут вновь широко проникать в жизнь Западной Европы. В инвентарных описях того времени появляется принцип значимости: то, что нельзя было продать за достаточно значимую сумму, то не получало отражения в учете.

Развитие капитализма серьезно повлияло на методологию инвентаризации: прежде всего, расширился ее объект. На первое место выдвинулся учет кассы: денежных средств, далее дебиторской задолженности и, наконец, ценных бумаг. Инвентаризация кредиторской задолженности будет признана много позднее, тогда предполагалось, что задолженность должны учитывать и отслеживать сами кредиторы.

Капитализм требовал исчисления финансовых результатов, и вплоть до конца XIX века все бухгалтеры могли это делать только посредством инвентаризации. Происходило это таким образом. Счет любого товара по дебету отражал поступление ценностей по покупным ценам, а списание товаров проводилось по кредиту и по продажным ценам. Поэтому возникала несопоставимость оборотов и, чтобы выявить финансовый результат, прибегали к инвентаризации товарных остатков, которые расценивались по покупным ценам. К начальному остатку товаров прибавлялось все поступление товаров за отчетный период и вычитался конечный остаток. В результате устанавливалась себестоимость проданных товаров. Потом ее вычитали из выручки и находили прибыль или убыток[36].

Инвентаризацию признали обычным постоянным делом и она стала средством управления финансами практически любой фирмы.

С помощью данных, полученных на основе инвентаризации имущества и обязательств организации (видов кредиторской задолженности), обеспечивается полное соответствие записей в системе бухгалтерского учета фактическому наличию и состоянию учетных объектов и, следовательно, достоверное представление сведений в бухгалтерской (финансовой) отчетности[17].

Несмотря на использование в бухгалтерском учете документирования всех совершаемых хозяйственных операций, соответствие учетных и фактических данных не всегда обеспечивается из-за действия объективных причин. Ими являются совершенные хозяйственные операции, не поддающиеся документальному оформлению в момент их возникновения:

- естественная убыль ценностей в процессе хранения (усушка, утечка, розлив, утруска, испарение, раскрошка, распыл, выветривание и др.);

- не...

Другие файлы:

Проведение инвентаризации
Случаи проведения обязательной инвентаризации. Бухгалтерские проводки, применяемые для оформления ее результатов. Основные этапы проведения инвентариз...

Исчисление налога на имущество в бюджетных организациях
Изучение сущности, порядка и сроков уплаты, льгот (в отношении памятников истории и культуры, финансовый учреждений, объектов социально-культурного зн...

Инвентаризация как основной метод фактического контроля
Порядок проведения инвентаризации денежных средств, основных фондов и нематериальных активов. Особенности инвентаризации сырья и материалов. Правила о...

Организация и контроль налогообложения в бюджетных организациях
Особенности бухгалтерского учета, налогообложения и форм аудита в бюджетных организациях. История формирования системы сборов в России. Принципы осуще...

Инвентаризация как основной метод фактического контроля
Порядок проведения инвентаризации основных средств, сырья, материалов и денежных средств в кассе на примере ООО "ПродТоргСервис". Особенности проведен...