Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Бухгалтерский учет и аудит

Аудит хозяйственной деятельности

Тип: контрольная работа
Категория: Бухгалтерский учет и аудит
Скачать
Купить
Признаки классификации аудита. Обязательность проверок, установленная законодательством РФ для отдельных категорий экономических субъектов. Финансовые показатели хозяйственной деятельности. Сравнительная характеристика внешнего и внутреннего аудита.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Задание 1. Виды аудита

Аудит может быть классифицирован по нескольким признакам.

1. В зависимости от вида деятельности проверяемого экономического субъекта могут быть выделены следующие направления аудита:

* банковский аудит (проверяемые организации -- банки и другие кредитные учреждения);

* страховой аудит (проверяемые организации -- страховые организации и общества взаимного страхования);

* аудит инвестиционных институтов и бирж (проверяемые организации -- инвестиционные институты, товарные и фондовые биржи);

* общий аудит (проверяемые субъекты -- организации прочих видов деятельности).

В соответствии с этой классификацией выдаются аудиторские квалификационные аттестаты отдельно по каждому из перечисленных направлений аудита.

2. По периодичности проведения аудиторских проверок различают первичный и повторный аудит.

Если проверка у экономического субъекта проводится конкретной аудиторской фирмой впервые, то такой аудит называют первоначальным, или первичным. При такой проверке для аудитора существенно возрастает вероятность выдать аудиторское заключение, не соответствующее реальному положению дел у проверяемого субъекта, т. е. так называемый аудиторский риск. Как следствие, это ведет к увеличению трудоемкости проведения аудиторской проверки. В частности, при проведении первичного аудита аудиторской фирме следует провести проверку достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности экономического субъекта (сопоставление сальдо по счетам за различные периоды, оценка соотношения между различными статьями отчетности на начало проверяемого периода и/или сопоставление их с данными предыдущих периодов). Кроме того, должен быть принят во внимание характер аудиторского заключения, выданного предшествующей (другой) аудиторской организацией, если оно не является безоговорочно положительным.

Аудиторская проверка, проводимая аудиторской фирмой у данного экономического субъекта за очередной, новый отчетный период, называется повторной. По результатам предыдущих проверок у данного лица аудитору могут быть известны области, в которых вероятность ошибок минимальна, что дает основание уменьшить время проверки такого участка.

3. По степени обязательности проверок аудит подразделяется на следующие виды:

* инициативный (добровольный);

* обязательный.

Цель и задачи добровольного и обязательного аудита идентичны. Их различия в том, что при добровольном аудите проверка проводится по инициативе самой организации без каких-либо законодательных предписаний. Инициативный аудит может иметь место, например, в том случае если банк предоставление кредита связывает с наличием аудиторского заключения. Либо руководство экономического субъекта намеревается информировать своих деловых партнеров о финансовом положении. В то же время, если проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта проводится для внутреннего «потребления», т. е. результаты такой проверки не предназначены для широкого круга пользователей, то ее следует рассматривать в качестве работы, сопутствующей аудиту, а вовсе не как инициативный аудит.

Однако широко распространена точка зрения, что инициативный аудит -- это что-то вроде сопутствующих услуг. Инициативный аудит может быть как комплексным (т. е. проводиться в форме комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности), так и тематическим (операционным). В последнем случае контролю и анализу подвергаются отдельные разделы и участки учета, а также группы однородных хозяйственных или финансовых операций).

Обязательный аудит предполагает обязательность аудиторской проверки, установленную законодательством РФ для отдельных категорий экономических субъектов. Причем обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации. Индивидуальные аудиторы проводить обязательный аудит не вправе.

В настоящее время критерии, по которым финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке, определены федеральным законом об аудиторской деятельности.

Обязательной аудиторской проверке подлежит бухгалтерская отчетность организаций, деятельность которых отвечает хотя бы одному из трех нижеперечисленных критериев:

1. Организационно-правовая форма экономического субъекта.

По этому критерию обязательной аудиторской проверке подлежат открытые акционерные общества.

2. Вид деятельности экономического субъекта. По этому критерию обязательной аудиторской проверке подлежат:

кредитные организации;

страховые организации и общества взаимного страхования;

товарные и фондовые биржи;

Иногда проводят «классификацию аудита по признаку инициаторов проверки: обязательный аудит (в случаях, предусмотренных законодательством) и инициативный аудит (проводимый по желанию клиента)». При этом они полагают, что «при инициативном аудите объект проверки определяется договором между аудиторской организацией и инициатором проверки». Они же считают, что «обязательный аудит намного теснее связан с функцией засвидетельствования аудиторов, нежели инициативный, который обычно ближе к консалтингу».

До принятия федерального закона об аудиторской деятельности критерии обязательного аудита были установлены постановлением Правительства РФ от 07.12.94 г. № 1355 (отменено).

инвестиционные фонды;

государственные внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;

любые другие фонды (в т. ч. благотворительные и неинвестиционные), источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

3. Финансовые показатели хозяйственной деятельности.

По этому критерию обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты, включая государственные и муниципальные унитарные предприятия, при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:

· объем выручки от продажи (за исключением сельхозкооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествующий отчетному год превышает 400 млн. рублей;

· сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. рублей, для муниципальных унитарных предприятий региональным законом финансовые показатели могут быть снижены.

По критерию финансовых показателей хозяйственной деятельности обязательный аудит проводится в организациях, которые не отвечают первым двум вышеназванным критериям. Это организации всех прочих видов деятельности и организационно-правовых форм. Для унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

Помимо вышеназванных критериев и независимо от них обязательная ежегодная аудиторская проверка должна проводиться в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в отношении которых такая обязанность может быть прямо предусмотрена федеральными законами.

Согласно Закону об аудиторской деятельности, под «обязательный аудит» подпадают также индивидуальные предприниматели. Индивидуальные предприниматели ведут учет своих доходов и расходов и представляют налоговые декларации в соответствии с налоговым законодательством, которое не содержит указания на необходимость представления наряду с налоговой декларацией также аудиторского заключения.

Тем не менее, индивидуальные предприниматели могут быть субъектом аудита, если их отчетность (налоговая либо оперативная) будет предназначена любым внешним пользователям, например банкам. При отсутствии таких пользователей нет необходимости ни в добровольном, ни в обязательном аудите.

Критерием обязательного аудита индивидуальных предпринимателей может быть только первый финансовый показатель их хозяйственной деятельности, и лишь в тех случаях, когда он достигнет столь значительных размеров.

Некоторые нормативные документы ряда государственных органов устанавливают обязательность аудиторской проверки при совершении экономическими субъектами определенных юридических действий (получение лицензии, эмиссия ценных бумаг и пр.).

Законом об аудиторской деятельности установлено также, что для проведения обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъектов Федерации составляет не менее 25%, должен ежегодно проводится отбор аудиторских организаций на условиях открытого конкурса.

Согласно утвержденным Правительством РФ Правилам, организатором такого конкурса является орган управления, осуществляющий общее руководство деятельностью организации, подлежащей обязательному аудиту. В конкурсе могут участвовать только аудиторские организации, имеющие лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданные в установленном порядке, а также отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ. аудит проверка хозяйственный экономический

Министерством финансов РФ утверждены типовое положение о конкурсной комиссии по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита и типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций с 25-процентной долей госуд...

Другие файлы:

Учет и аудит производственно-хозяйственной деятельности предприятия
Учет и аудит расчетов по имущественному и личному страхованию автотранспортного предприятия. Договор безвозмездного пользования. Особенности отчетност...

Аудит оплаты труда
Цели, задачи и значение аудита в хозяйственной деятельности. Государственное нормативно-правовое регулирование трудовых отношений на предприятии. Ауди...

Анализ производственно-хозяйственной деятельности ООО "Максимум-Аудит"
Выявление преимуществ и недостатков в деятельности предприятия и разработка плана его развития на основании анализа технико-экономических показателей...

Аудит ООО "Мико"
Структура персонала предприятия ООО "Мико". Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Аудит системы внутреннего ко...

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия. Регламентация аудиторской деятельности в РФ. Аудит расчетов с покупателями и заказчик...