Анализ возможностей использования гибких бюджетов в качестве инструмента планирования и управления в рамках системы управленческого учета в ООО "Абель МЦ"
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
В условиях становления и развития в России рыночных отношений, ориентируемых на соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, возрастает значение качества и информативной емкости учетной информации. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, функционирование управленческой бухгалтерии позволяют организации в современных условиях использовать наиболее эффективные формы и методы производственного учета, контроля и управления затратами на всех уровнях производственного процесса.
Информация, получаемая в системе управленческого учета, представляет все особенности организации коммерческого предприятия, она полностью раскрывает экономические, технические и технологические особенности производственных процессов и возможности производства, сложившиеся внутрипроизводственные отношения, используемые ресурсы, финансовые возможности. Подобная учетная информация должна обеспечивать создание действенной системы контроля и управления деятельностью предприятия. Переориентация всего учетного процесса на удовлетворение интересов управления связано с решением задач обеспечения эффективного управления производством, выявлением и минимизацией издержек как на этапе производства, так и на этапе заготовления ресурсов и реализации выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
В современных условиях развития производственных отношений система внутрипроизводственного учета и контроля интегрирует в единую систему управленческого учета. Формирование такой системы для каждого российского предприятия является важным элементом повышения конкурентоспособности и эффективности производственной деятельности.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что управленческий учет является сравнительно новым видом учета для отечественных предприятий.
Создание и освоение на практике новых нетрадиционных систем получения информации о затратах и результатах деятельности, применение новых подходов и методов оценки и контроля обеспечивают возможность решения многих задач эффективного управления современным предприятием.
Основным объектом управленческого учета являются, осуществляемые предприятием затраты, при этом одной из форм планирования, широко применяемой в системе управленческого учета, является формирование «гибких бюджетов», обеспечивающих возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.
Целью работы является анализ возможностей использования гибких бюджетов в качестве инструмента планирования и управления в рамках системы управленческого учета.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1) Раскрыть роль бюджета как информационной базы в системе управленческого учета.
2) Проанализировать технологию разработки гибких бюджетов;
3) На примере общества с ограниченной ответственностью «Абель МЦ» проанализировать принципы формирования и виды разрабатываемых бюджетов.
4) Предложить механизм использования гибких бюджетов в рамках системы управленческого учета.
В качестве базы исследования было избрано ООО «Абель МЦ».
Источником послужила финансовая информация о деятельности организации, сводные бюджеты и другие документы, отражающие особенности функционирования систем бухгалтерского и управленческого учета.
Раздел 1 Управленческий учет, его сущность и организация. Бюджетирование в системе управленческого учета
1.1 Понятие управленческого учета
Сегодня большинство предпринимателей воспринимают бухгалтерский учет как "белую" составляющую учета, которая ведется исключительно для контролирующих и налоговых органов. При этом практически все предприниматели ведут "на коленке" свой "черный" учет, позволяющий им в определенной мере контролировать и оценивать финансовые и товарные потоки предприятия, рассчитывая их эффективность. Такая "двойная" форма учета на предприятии была приемлема на заре предпринимательской деятельности, когда основной целью бизнеса в подавляющем большинстве случаев считался положительный поток наличности в настоящий момент и чем больше, тем лучше. Однако это не дает дополнительных возможностей для развития бизнеса и контроля над ним.
Растущая конкуренция заставляет управленцев задумываться о более тщательном анализе текущей деятельности предприятия, планировании бюджета, контроле затрат и дополнительном - за персоналом - все это с целью повышения эффективности бизнеса. Развивается рынок купли-продажи готового бизнеса, растет "текучесть" управленческих кадров, владельцы бизнеса предъявляют более жесткие требования к эффективности - во всех этих случаях необходима четкая, представленная в стандартной форме информация, на основе которой оперативно, без какой-либо дополнительной обработки можно было бы принять правильные управленческие решения. Именно этим целям служит управленческий учет - методология и форма сбора, обработки, хранения и своевременного предоставления в "нужные руки" объективной, понятной и необходимой информации.
Управленческий учет - система сбора и группировки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решения для достижения целей организации.
Колин Друри в книге "Управленческий и производственный учет" определяет управленческий учет как предоставление руководителям организации "информации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций. Информация по управленческому учету позволяет измерять экономические показатели операционных структур организации, действующих децентрализованно, таких как ее отдельные подразделения, цехи и отделы. Управленческая отчетность является в полной мере факультативной, то есть такая информация готовится только в том случае, если предполагается, что выгоды от нее будут выше расходов на ее подготовку".
Необходимость принятия управленческих решений, связанных с функционированием и развитием бизнеса, рано или поздно заставляет руководителя предприятия задуматься о создании такой системы учета и отчетности, которая позволила бы ему без проблем и, желательно, не покидая кабинета, решать несколько задач:
- получать необходимую для принятия стратегических решений информацию о своем бизнесе в финансовых и натуральных показателях;
- следить за финансовыми последствиями управленческих решений;
- наблюдать за эффективностью деятельности как всего предприятия, так и каждого структурного подразделения, а в некоторых случаях оценивать и эффективность отдельных операций.
Управленческий учет на предприятии - это развернутая система учета и обработки информации, включающая в себя элементы математического анализа.
Система управленческого учета - это "система управления организацией, предполагающая реализацию управленческих функций в отношении:
- совокупности процессов, составляющих деятельность организации;
- участвующих в процессах структурных единиц организации;
- используемых в процессах ресурсов;
- показателей, отражающих характеристики всех других категорий объектов управления, для достижения текущих и стратегических целей организации".
Основа управленческого учета - структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме. Хорошо известно, что поиск и анализ данных - одна из прямых обязанностей службы маркетинга. Но очень часто маркетологи ограничиваются сбором только внешней информации - о конкурентной среде, ценах на отраслевом рынке и т. д.
Цель управленческого учета - так называемый внутренний маркетинг, подразумевающий кропотливую работу по изучению самого предприятия. С его помощью можно составить полную картину финансово-экономического состояния компании в любой момент времени, выяснить запас ее прочности, определить потенциал и перспективы развития.
В управленческом учете формируется информация для выполнения следующих трех основных целей:
1. Составление периодической (рутинной) внутренней отчетности для управленческих решений. Она обеспечивает информацией решения, принимаемые с определенной степенью регулярности. Например, в нефтяных компаниях ежедневно принимаются решения по установлению розничных цен на продукцию. Ежедневные отчеты о валовой прибыли от продажи бензина являются одним из примеров информации, на основании которой принимаются решения по ценообразованию в компании. В системе контроля затрат в компании используются еженедельные отчеты о затратах (включая статьи, связанные оплатой труда и расходом энергии) по каждому из подразделений.
2. Составление нерегулярных (специальных) отчетов для управленческих решений. В них формируется информация для обеспечения решений в ситуациях, которые возникают без определенной периодичности или представляют собой прецедент. Так решение об использовании системы анализа деятельности основывается на анализе данных о затратах, специально собранных для приняти...
Бюджетирование как часть управленческого учета
Формирование бюджетов, их роль в системе управления предприятием, операционные и финансовые планы. Этапы формирования процедуры гибких бюджетов, метод...
Бюджетирование как часть управленческого учета
Формирование бюджетов, их роль в системе управления предприятием, операционные и финансовые планы. Этапы формирования процедуры гибких бюджетов, метод...
Управленческий учет
В пособии изложены основные вопросы курса бухгалтерского управленческого учета. Дано понятие управленческого учета, раскрыты практическое применение к...
Основы управленческого учета
Особенности и отличительные характеристики управленческого учета. Информация, формируемая в рамках управленческого учета. Характеристика производствен...
Управленческий учет
В учебнике освещены основные концепции управленческого учета и их использование в учетно-аналитической практике организаций. С современных позиций изл...