Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Гражданско-правовая характеристика образовательных услуг в Российской Федерации

Тип: реферат
Категория: Право
Скачать
Купить
Гражданско-правовая характеристика образовательных услуг в Российской Федерации Ю.С. УльянцеваВ условиях принятия нового Закона РФ «Об образовании» особую актуальность приобретает вопрос о содержании и нормативно-правовом закреплении понятия «образовательная услуга»; в статье автор формулирует определение этого понятия.В современном российском праве под услугой в широком смысле понимается деятельность, не имеющая овеществленного результата (поручение, хранение, комиссия, перевозка, медицинские услуги, услуги по обучению и др.). А в узком смысле слова под услугой следует понимать деятельность, которая непосредственно направлена не на вещь, а на личность услугополучателя [5: с. 31]. Именно среди услуг в «узком смысле слова» следует выделять так называемые «личные» услуги, на которые обращали внимание Е.Д. Шешенин [17: с. 43] и Н.А. Баринов [1: с. 128]. Целью этих обязательств является не достижение эквивалентно-возмездного результата, а удовлетворение разнообразных потребностей; при этом в них неимущественный интерес превалирует над имущественным.Для этих обязательств характерно и то, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорного обязательства влечет, как правило, возникновение убытков, которые носят преимущественно моральный характер, а оказание услуги личности требует наибольшей внимательности, квалификации, культуры обслуживания со стороны услугодателя [6: с. 75]. К личным услугам относятся, например, услуги по туристическому обслуживанию, образовательные, репетиторство и т. д.В энциклопедии профессионального образования приводится следующее определение образовательной услуги — комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых населению знаний и умений для удовлетворения тех или иных образовательных потребностей. Большинство авторов, исследующих вопрос о сущности данных услуг, считают, что под образовательной услугой следует понимать деятельность по передаче знаний, умений, формированию навыков [7: с. 50]. Однако переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты смещает акцент с традиционных ЗУНов к формированию компетенций.Глоссарий ЮНЕСКО содержит термин «образование, основанное на компетентности», под которым понимается «образование, базирующееся на описании, изучении и демонстрировании знаний, навыков, поведения и отношений, требуемых для какой-либо определенной роли, профессии или карьеры». Таким образом, сущностью компетентностного подхода является жесткая привязка образования к ситуациям применимости в сфере труда, где компетенции охватывают способность, готовность познания и отношения (образы поведения), которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности.В п. 2 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации [2: с. 222] установлено, что правила главы 39 применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и т. п. В настоящее время формулировка «услуги по обучению» заменена в законодательстве на понятие «образовательные услуги». Стоит отметить, что в правовой литературе понятия «образование» и «обучение» не совпадают. Задача обучения видится в передаче другому лицу, обучаемому, определенных знаний, навыков. Образование включает в себя как процесс воспитания, так и официальное подтверждение гражданином (обучающимся) установленного государством образовательного уровня (образовательного ценза).Кроме этого, согласно нормам Закона РФ «Об образовании» образовательные услуги могут осуществляться образовательным учреждением только с момента выдачи ему соответствующей лицензии (разрешения).При этом лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.В настоящее время в этой сфере действует Постановление Правительства РФ № 277 [10: с. 1], согласно которому лицензированию подлежит образовательная деятельность по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемая образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.Вместе с тем действуют Постановления Правительства РФ № 837 [11: с. 1] и Постановление Правительства РФ № 49 [12: с. 1], касающиеся лицензирования образовательных программ, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну.Стоит отметить, что понятие «образовательные услуги» в законодательстве Российской Федерации не раскрыто и содержится в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также иных нормативно-правовых актах в случаях, когда речь идет о платной деятельности образовательного учреждения.Так, согласно ст. 45 Закона РФ «Об образовании» государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами [4: с. 22]. Однако платные образовательные услуги не могут подменять собою «бюджетной» деятельности образовательного учреждения.В то же время, согласно ст. 29 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [16: с. 4135], высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности.Деятельность по оказанию платных образовательных услуг также регламентируется Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 г. № 505 [13: с. 1], Приказом Минобразования РФ от 10.07.2003 г. № 2994 [14: с. 1], Приказом Минобразования РФ от 28.07.2003 г. № 3177 [15: с. 1], Письмом Минобразования РФ от 01.10.2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 [8: с. 1], Письмом Минобразования РФ от 21.07.1995 г. № 52-М [9: с. 1].Результатом как платных образовательных услуг, так и услуг, осуществляемых за счет бюджета, является получение образования, т. е. достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, которое удостоверяется соответствующим документом. Поэтому недопустимо указывать в договоре об оказании образовательных услуг получение государственного диплома о высшем образовании в качестве конечного результата оказания услуг [3: с. 3].Исходя из изложенного, образовательную услугу можно определить как деятельность образовательной организации, направленную на реализацию образовательной программы (программ), состоящую в формировании соответствующих компетенций, которая заканчивается выдачей документа установленного образца, подтверждающего уровень полученного образования.Список литературыБаринов Н.А. Имущественные потребности и гражданское право. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. 192 с.Гражданский кодекс Российской Федерации: В 4 ч. 11-е изд. М.: Ось-89, 2008. 560 с.Жукова Т.В. Проблемы договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг // Юрист. 2003. № 8. С. 2-5.Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Омега-Л, 2009. 56 с.Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг: учебное пособие. Челябинск, 2002. 98 с.Кванина В.В. Договоры с абонементной формой отношения сторон: дис. ... канд. юр. наук. М., 1990. 243 с.Куров С.В. Образовательные услуги: гражданско-правовой аспект: учебное пособие. М.: РАГС, 1999. 120 с.Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 г. № 31ю-31нн-40/31-09 «О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования» // Официальные документы в образовании. 2002. № 32.Письмо Минобразования РФ от 21.07.1995 г. № 52-М «Об орган...
Другие файлы:

Анализ привлекательности рынка образовательных услуг
Политико-правовая среда в сфере образовательных услуг. Анализ социально-культурной, экономической, технологической среды. Рост числа коммерческих учеб...

Содержание и особенности правового регулирования отношений, возникающих в процессе заключения и исполнения договора возмездного оказания образовательных услуг
Правовая характеристика договора возмездного оказания услуг. Особенности договора возмездного оказания образовательных услуг в деятельности высших уче...

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовании
Анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации. Совершенствование организации дополнительных образовательных услуг н...

Федеративный характер российской государственности
Симметричная или асимметричная характеристика Российской Федерации. Конституционно-правовая основа современного российского федерализма. Национальная...

Юридическая практика реализации договора на оказание платных образовательных услуг
Правовая природа и механизм реализации договорного регулирования возмездного оказания образовательных услуг. Особенности заключения, изменения и расто...