Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Некоторые искусственные уголовно-процессуальные препятствия обеспечению доступа к правосудию

Тип: статья
Категория: Право
Скачать
Купить
Некоторые искусственные уголовно-процессуальные препятствия обеспечению доступа к правосудиюА.С. Бахта, И.С. СмирноваСтатья посвящена требующим законодательного регулирования проблемам, предпосылкой которых являются искусственно созданные уголовно-процессуальные препятствия для производства по уголовным деламВ УПК РФ (далее – УПК РФ) законодатель стремился с возможной полнотой охватить всю сферу регулируемых им отношений для того, чтобы в конкретном случае правоприменения максимально учесть фактические обстоятельства уголовного дела. Поэтому уголовно-процессуальный закон излишне детализирован и даже, на наш взгляд, изощрен по форме, по причине чего порой страдает его содержание. Представляется, что отдельные нормы УПК РФ недостаточно продуманы с позиций их реализации и не содержат тщательно проработанного механизма их исполнения. А усложнение формы ведет к удорожанию всего уголовного судопроизводства.Несмотря на то, что законодатель преследовал цель детальной регламентации уголовно-процессуальной деятельности, наряду с последующей пробельностью (вызванной появлением новых отношений, которые хотя и находятся в сфере правового регулирования, но в деталях не могли быть предусмотрены законодателем), существует первоначальная пробельность (обусловленная тем, что в УПК РФ не охвачены формулировками нормативного акта все жизненные случаи, требующие правового регулирования, имеются просчеты в использовании средств юридической техники, т.е. допущены недостатки в конструировании той или иной нормы). Однако отсутствие конкретного порядка, процедуры не может служить основанием к отказу в доступе к правосудию и ограничить, или даже перечеркнуть действие материального уголовного закона.Согласно Конституции РФ высшей ценностью в государстве является человек, его права и свободы (ст. 2), которые действуют непосредственно и «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти ... и обеспечиваются правосудием» (ст. 18).Современная концепция прав человека исходит из необходимости их законодательного закрепления и последовательного обеспечения государством возможности их использования каждым человеком. А потому положение личности в обществе, ее взаимоотношения с государством, степень обеспеченности, защищенности и гарантированности прав человека относятся к наиболее насущным проблемам и рассматриваются как приоритетный критерий состояния законности в той или иной стране.Суды обязаны обращать особое внимание на соблюдение прав и законных интересов граждан при производстве по уголовным делам, требовать неукоснительного соблюдения норм не только уголовно-процессуального законодательства, но и международных норм о правах человека1.Согласно международным актам все равны перед законом и имеют право без какого-либо различия на равную защиту со стороны закона, на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав, предоставленных человеку конституцией или законом2; имеют право при рассмотрении любого предъявленного им уголовного обвинения, на справедливое и публичное судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом в течение разумного срока (т.е. быть судимыми без неоправданной задержки)3. Государства в области уголовного правосудия должны гарантировать гражданам наличие судебных органов, способных обеспечить быстрое и справедливое отправление правосудия4.В главе «Доступ к правосудию и справедливое обращение» Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью закрепляет фундаментальное право жертв на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством5.Под доступом к правосудию следует понимать наличие у субъектов права возможности (средств, условий) обращаться в суд с требованием восстановления нарушенного права и (при необходимости) оказания воздействия на нарушителя этого права.К такому пониманию доступа к правосудию приводит анализ международно-правовых актов. Например, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод . устанавливает, что «каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». В подпункте «с» п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах . зафиксировано право каждого «быть судимым без неоправданной задержки».Для соблюдения международных принципов уголовно-процессуальное законодательство должно быть оптимально сбалансированным, т.е. обладающим свойством правового равновесия между гарантом прав (государством) и личностью, которой, вне сомнения, является не только подозреваемый (обвиняемый), но и потерпевший. Этим целям послужило внесение в уголовно-процессуальное законодательство ряда изменений и дополнений в 90-е годы XX века, в результате чего произошло значительное усиление гарантий прав личности в уголовном процессе. Целую группу нормативных положений этого направления включила в себя и Конституция РФ (глава 2 её содержит даже более широкий спектр защищаемых прав и свобод, чем, к примеру, Конвенция о защите прав человека и основных свобод .). И тем не менее, «весы» качнулись в сторону расширения и обеспечения прав обвиняемого (а не потерпевшего) без учета сегодняшних реалий, состояния, динамики и тенденций преступности. Подтверждением тому служат положения новейшего уголовно-процессуального закона.Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью . (ст. 6) предусмотрела обязанность государственных органов и должностных лиц содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем предоставления им полной информации об их роли и об объеме их прав, сроках проведения и ходе судебного разбирательства, о результатах рассмотрения уголовных дел (особенно по тяжким преступлениям); обеспечения жертвам возможности изложения и рассмотрения их мнений и пожеланий на соответствующих этапах судебного разбирательства в случаях, когда затрагиваются их личные интересы (но без ущерба для обвиняемых); предоставления надлежащей (и не только квалифицированной юридической) помощи жертвам на протяжении всего процесса; предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнении решений судебных органов.Европейский Суд неоднократно рассматривал такие судебные права-гарантии, как доступ к правосудию, длительность судебной (включая досудебную) процедуры, разбирательство дела в разумный срок, судебное разбирательство без неоправданной задержки. Так, «разумный срок» в практике Европейского Суда не является чем-то заранее предустановленным. Решая этот вопрос, суд каждый раз исходит из конкретных обстоятельств дела. Разумный срок, о котором говорится в приведенных международных актах, охватывает расследование до начала судебного разбирательства, непосредственно все судебное разбирательство, включая возможное обжалование принятых решений в вышестоящий суд. При этом учитывается сложность дела, оперативность работы соответствующих государственных органов и должностных лиц, поведение заявителя и последствия несоблюдения разумного срока для заявителя, поскольку требование обеспечения разумных темпов судебного разбирательства весьма важно для уголовных дел, особенно если они сложные, многоэпизодные и групповые, по которым обвиняемые содержатся под стражей, а многочисленные потерпевшие (жертвы преступлений) ожидают восстановления своих прав.Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в рассматриваемых ситуациях объективно создаются препятствия для дальнейшего движения дела, а окончательное решение по делу неоправданно и незаконно задерживается. А потому государство не выполняет свою конституционную обязанность по обеспечению, гарантированию прав и свобод и своевременному и эффективному их восстановлению в случае их нарушения.Международными документами неоднократно была подтверждена необходимость гарантирования гражданам доступа к механизмам правосудия и справедливому разбирательству в разумный срок. Наличие таких гарантий и их обеспеченность являются одним из основных признаков любого демократического общества. В последние годы судебное разбирательство стало более продолжительным, дорогостоящим и сложным (усложнились и судебные документы) для физических лиц (особенно находящихся в экономически неблагоприятном положении), что существенно ограничивает и затрудняет, а порой делает вообще невозможным осуществление ими права на до...
Другие файлы:

Ограничение доступа к правосудию в уголовном процессе
Заявитель на первоначальном этапе судопроизводства. Уголовно-процессуальные решения ограничивающие доступ к правосудию заявителя в уголовном судопроиз...

Уголовное право и законодательство
Сущность уголовно-процессуального права и взаимосвязь с другими отраслями юридической науки. Основные уголовно-процессуальные понятия. Уголовно-процес...

Уголовно-процессуальные правоотношения
Теория и нормы уголовно-процессуального права. Зконодательство РФ об уголовно-процессуальных отношениях. Участники уголовного процесса. Установление ю...

Уголовно-процессуальные правоотношения
Уголовно-процессуальные правоотношения как урегулированные общественные отношения, возникающие и развивающиеся при производстве по уголовным делам меж...

Уголовно-процессуальное право и механизм его реализации
Норма уголовно-процессуального права. Объекты и субъекты уголовно–процессуальных отношений. Уголовно-процессуальные функции: обвинение; защита; разреш...