Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Толерантность в современном обществе

Тип: статья
Категория: Право
Скачать
Купить
Толерантность в современном обществеНина Екимова, советник отдела ЖКХ Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС РоссииЯ не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение.ВольтерЛюбое убеждение может привести к нетерпимости, непринятию другого и конфликту, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Результаты такой нетерпимости могут проявляться в широком диапазоне от обычной невежливости, пренебрежения к другим, до этнических чисток и геноцида – умышленного уничтожения людей.Искусство жить с непохожими людьми…Для существования разнообразных взглядов и реализуемых политических и экономических прав и свобод, закрепленных законодательно, необходимо наличие образованного (гражданского) общества. Компромиссом в отношениях многих мнений должен стать закон.Основы толерантности провозглашаются конституциями. Это и равный независимо от пола, расы, национальности, принадлежности к религии доступ к социальным благам, и сохранение и развитие культурной самобытности языков национальных меньшинств, свобода в вопросах вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и законные интересы неограниченного круга лиц… При государственном (обеспеченном силой властного принуждения) установлении таких общественных норм люди разных социальных групп получают прибежище для своих убеждений. При этом государственные органы, которые в авторитарном обществе являлись бы карательно-распорядительными инструментами воли правящей элиты, в конкурентном обществе автоматически становятся демократическими институтами защиты прав и свобод человека и гражданина, хранителями самой идеи конкурентности…Статьей 2 Конституции РФ декларируется, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Указанная норма является правовой основой создания общества, ориентированного на защиту каждого человека, личности, от попыток ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей. Нет и не может быть признания ценности государства, если в нем не признается и не защищается высшая ценность каждого человека и гражданина.Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, также не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. Терпимость, толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требуют понимания того, что истина не может быть простой, однозначной, что она многолика и что существуют другие взгляды, помимо нашего собственного, способные пролить свет на ту или иную ее сторону, существуют различные ситуации, через призму восприятия и понимания которых то, что нам казалось истинным, может оказаться ложным.При этом необходимо сохранять минимальные моральные стандарты, принципы, переступать через которые человек, если он разумен и если он – ЧЕЛОВЕК, не должен и не может ни при каких обстоятельствах, когда сама неприкосновенность таких принципов является данью уважения и признания прав и свобод оппонента и/или союзника, гарантией минимального уровня безопасности его личности.Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО (1995), «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности... это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира...». Именно от степени развития культуры каждого человека в обществе зависит благосостояние общества в целом, степень его толерантности.Культура каждого человека начинается с его способности выразить мысль – культуры речи. Люди стали слишком легкомысленно относиться к значениям слов. Они слишком много говорят, обесценивая этим словообилием смысл сказанного. А между тем каждое слово – это возможность воздействия на (под)сознание собеседника. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Новый Завет, Евангелие от Иоанна)… Неслучайно во многих древних языках наблюдается идентификация значений «говорить» и «творить, исцелять», а согласно мифам, имена (названия) в начале сотворения мира давали боги. В ряде индоевропейских традиций (например, древнегерманской) существовал институт «установителей имен», обязанностью которых было отвечать за правильность именования вещей и явлений. Считалось, что имя уже содержит в себе правила обращения с именуемой вещью, объясняет поведение именуемого объекта.Правовая культура должна хранить эти традиции уважения к слову, его значению, к символам, складывающимся в законы, от которых зависят судьбы людей и благосостояние государств.Три добродетелиОпределяя сущность понятия толерантности в словах, на мой взгляд, можно остановиться на сострадании, правосудии и милосердии — трех добродетелях, геральдические изображения которых в виде скрещенных лилий можно увидеть до сих пор на знаменах и гербах королей… Жаль, что экономика, подчиняющая себе право, – слишком далекая от идеалистических категорий наука – позволяет забывать традиции, живущие в нас с момента рождения, а значит, свойственные нашей природе.Осознанная толерантность всегда основана на принятии человеком окружающих и самого себя во взаимодействии с ними, принимающем форму диалога как мирного, так и в виде личностного насилия и манипулирования, – все зависит от степени развития личности, ее волевых качеств. Осознанная толерантность, проявляющаяся как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, одновременно с осознанием и принятием собственного внутреннего мира, собственных целей и желаний, переживаний и чувств, не исключает при этом межличностных конфликтов. Просто это принимается человеком как данность, характеристика объективной реальности, в которой он на данный момент развивается как личность. Процесс такого осознания достаточно труден, поскольку борьба идет с защитной функцией организма, ведь все «чужое» в человеческом сознании, как правило, связывается с угрозой, а значит, со страхом и способами его преодоления, опять-таки не всегда мирными.Другими словами, толерантность – это уважение прав и свобод человека в целом, принятие на личностном, общественном или государственном уровнях и правильное понимание, как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 году, «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». А способствуют этому знания, свобода мысли, совести и убеждений, отказ от монополии на истину, готовность к диалогу и компромиссам, позволяющие видеть не только различия многогранного мира, но и единство в многообразии.Русский «патриотизм»В последнее время в России происходят беспорядки на националистической почве, несмотря на то что Россия – исторически многонациональная страна. В обществе отсутствуют элементарные нормы уважения к представителям других национальностей, знания о культуре других наций. Работа по формированию мышления, в котором преобладала бы политика многокультурности, исходя из характера освещения СМИ случаев столкновения идеологических противников, ведется незначительно. Более того, поток насилия в СМИ задает определенный тон поведения в обществе, когда насилие становится нормальным, обыденным явлением. С этим связана своеобразная идея национального превосходства русских, грамотно подкрепленная историей, – покорение Кавказа, распространение цивилизации в Центральной Азии, достижение военного равновесия с Западом в годы холодной войны. В результате «патриотизм» в России легко перерос в открытую враждебность по отношению к иностранцам.В России признание за каждым человеком права мировоззренческого выбора традиционно было не в чести как в далеком прошлом, так и в современную эпоху, – инфантильность в выражении взглядов, подкрепленная страхом репрессий, во многом сохранялась при смене общественных систем, политической власти, официальных идеологий. С изменением исторических условий менялись способы порицания инакомыслящих, но нетерпимость к иной точке зрения традиционно сохранялась. Несогласные со сталинским курсом были обречены на расстрелы, каторгу, переселени...
Другие файлы:

Юрист в современном обществе
Юридическая деятельность в современном российском обществе как отрасль правовых работ; профессиональные, моральные, личностные и квалификационные треб...

Толерантность как фактор гармонизации межличностных отношений
Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть раз...

Толерантность в политике
Социокультурные формы толерантности. Толерантность в исследованиях ученых. Политическая толерантность в молодежной среде. Проблема толерантности в соц...

Юридическая толерантность в системе обеспечения прав человека
Декларация основных принципов толерантности ЮНЕСКО. Ее понимание в разных культурах. Толерантность как обязанность способствовать утверждению прав чел...

Развитие толерантного отношения молодежи к мигрантам в современном обществе
Сущность понятия "толерантность" и его актуальность в условиях современной России. Образование как институт достижения социального доверия и профилакт...