Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

О взаимодействии правовой и политической систем

Тип: реферат
Категория: Право
Скачать
Купить
О взаимодействии правовой и политической системГ.М. АзнагуловаПолитическая система общества представляет собой целостную и упорядоченную совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества. Это конкретно-историческая форма взаимодействия субъектов политики и организации отношений между ними1.Политическая система, подвергаясь в процессе своего развития прямому воздействию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние, что свидетельствует о ее относительной самостоятельности. Она функционирует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций, действия политических институтов, границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т. д. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и других элементов политической системы, а так же отношения между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т. д.Политическая система общества призвана выполнять следующие функции: а) выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера; ранжирование целей на стратегические, тактические, приоритетные, текущие и т. п.; б) обеспечение интеграции общества на основе использования политики и власти для выражения воли народа через право, закон, субординацию, принуждение и др.; в) регулирование режима социально-политической деятельности в обществе, установление таких способов поведения и деятельностилюдей, организаций, которые обеспечивали бы соблюдение общих интересов и устойчивость общественных отношений; г) целостное управленческое воздействие на общественные процессы через обработку и использование информации, принятие и реализацию политических решений, достижение необходимого соответствия политических и правовых норм реальной жизни; д) политическая социализация (приобщение членов общества к политической деятельности).Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации ее функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться, расширяться или терять свое значение. Если такие изменения не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях устанавливаются прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволяет не допускать социальных взрывов.Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу  политических, социальных, юридических, идеологических, культурных    норм,  историческим традициям и установкам политического режима  конкретного общества. Политическая система включает  организацию   политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние  политической деятельности,  уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими   ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее  природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной  и  регулятивно-контрольной ролью самой политики. В понимании характера связи правовой и политической систем можно выделить два подхода.Первый подход к пониманию связи правовой и политической систем подчеркивает такой момент, как ограниченность возможностей права в развитии общественных отношений. При этом обосновывается автономность права по отношению к политической системе и государству, делается акцент на негосударственной детерминации правовых отношений. Достаточно четко подобную позицию выразил В.О. Мушинский, который отвел действию права исключительно область частных интересов. Он заявил, что политика – это сфера формирования общей воли, а право – сфера отношений индивидов, не зависимых от их коллективных образований с самостоятельной волей и стоящими за ними особыми интересами2.В соответствии с этой точкой зрения правовую и политическую системы объединяет лишь то, что обе они в равной степени детерминированы общественно-экономическими условиями. По сути же право и правовая система противопоставляются системе политической и политическому (государственному) регулированию, между этими двумя социальными институтами искусственно создается метафизическое противоречие, при таком подходе они олицетворяют собой различные, не связанные между собой, стороны жизни.Политические и правовые явления противопоставляются здесь друг другу как явления, выполняющие принципиально различные, к тому же испытывающие объективную тенденцию к столкновению, социальные роли в общественных отношениях. Сущностью права, таким образом, выступает при этом не классовая воля либо иная общая воля, а воля групповая, региональная и даже индивидуальная. Тем самым правовое начало помещается в сферу частной, а не общественной жизни. Такое видение правовой системы неосновательно разъединяет ее с политической властью и политической системой, отводя последним лишь роль силы, расчищающей путь праву. Простое перемещение источника природы права от политической власти в сферу отношений отдельных субъектов не способствует раскрытию сложной функциональной связи права, политики и государства.3Согласно второму подходу политическая система в лице своего основного субъекта – государства, выступает как непосредственная правообразующая сила. Эта точка зрения наиболее ярко выразилась в тезисе, что «государство выражает свою волю в норме права»4. Сторонники данной позиции полагают, что государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления, а государственная власть имеет конститутивное значение для самого бытия права как особого институционального образования.5 Тем самым ведущая роль в обеспечении функционирования права придается деятельности государства. Источником права здесь выступает политическая деятельность, которая, кроме правовой, может выражаться и в других формах, например организационной. Логичным следствием такой позиции является рассмотрение права как, прежде всего, государственно-политического регулятора общественных отношений.Характерными чертами данного взгляда на соотношение политической и правовой систем являются, во-первых, признание приоритета политической системы над правовой в жизни гражданского общества; во-вторых, понимание роли правовой системы как производной от государственной власти – характер и особенности правовой системы определяются государством как ведущей политической силой общества; в-третьих, правовое регулирование рассматривается, прежде всего, как средство проведения политики.При указанном подходе к соотношению политической и правовой систем упор делается на воздействие государства как ведущего элемента политической системы, на право. Это воздействие осуществляется в следующих формах:а) в форме правотворческой деятельности государства, при которой последнее непосредственно создает нормы права, правила поведения. Здесь зависимость права от государства выражается наиболее наглядно и непосредственно;б) в форме исполнительной деятельности государственных органов – т.е. деятельности органов государства и должностных лиц, направленной на осуществление норм права;в) в форме правоохранительной деятельности – деятельности государства, направленной на то, чтобы нормы права надлежащим образом осуществлялись в конкретных правоотношениях. Сюда относят и обладающую известной спецификой деятельность судебных и иных органов, обеспечивающих охрану нарушенного права.Согласно этой доктрине...
Другие файлы:

Государство и правовой статус личности
Основные признаки политической системы. Государство - главный источник и носитель политической власти. Структура и элементы политической системы. Взаи...

Оппозиция как политический институт: сравнительный анализ ее статуса в современных обществах
Изучение понятия "политическая оппозиция" в политико-правовой мысли. Процесс легитимации политической оппозиции и сравнительная характеристика ее наци...

Правовая антикультура
Структура правовой культуры общества и личности, роль правосознания в механизме регулирования. Общая характеристика правовой антикультуры. Понятие ниг...

Правовые основы функционирования политической системы: сравнительно-правовой анализ на примере Французской Республики, Соединенного Королевства и Республики Беларусь
Понятие и структура политической системы. Модель политической системы Дэвида Истона, Габриэля Алмонда, Карла Дойча. Обзор нормативной основы составляю...

Актуальные проблемы российской правовой политики
Определение понятия, изучение структуры и характеристика элементов правовой политики. Раскрытие содержания принципов построения и факторов развития со...