Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Тип: статья
Категория: Право
Скачать
Купить
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправленияЧихладзе Л.Т.1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправленияОтветственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.Федеральный закон о местном самоуправлении . так же, как и Федеральный Закон о местном самоуправлении ., выделяет три вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления:перед населением муниципального образования;перед государством;перед физическими и юридическими лицами.Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.2. Конституционная ответственностьОрганы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий. Можно выделить следующие основные случаи привлечения их к конституционной ответственности:при утрате доверия;издании незаконных правовых актов;неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Федерального закона о местном самоуправлении . население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Федеральный Закон о местном самоуправлении . указывал, что основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением является утрата доверия. В Федеральном Законе о местном самоуправлении . данный термин не используется, однако анализ закона показывает, что предусмотренный ст. 24 и ч. 2 ст. 71 механизм ответственности выборных должностных лиц местного самоуправления также основывается на утрате доверия к ним жителей муниципального образования.Сам термин «утрата доверия» в Федеральном Законе о местном самоуправлении . не был определен, поэтому конкретное наполнение его содержанием осуществлялось в законах субъектов Федерации и нормативных актах муниципальных образований.Законы субъектов РФ используют существенно разные подходы к определению понятия «утрата доверия» — от совершения уголовного преступления до отказа от приема жалоб избирателей.Исходя из формулировки ч. 1 ст. 71 большинство из этих оснований могут сохраниться и после вступления в силу Федерального Закона о местном самоуправлении . Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 данного Закона основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Кроме того в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 декабря . № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля . “О порядке отзыва депутата Московской областной Думы” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации» основанием для отзыва депутата не могут служить его политическая деятельность, позиция при голосовании и т.п.Муниципальное образование с учетом законодательства субъектов РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования. При этом следует помнить, что в соответствии с подп. «а» п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12 июня . № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопрос о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц не может быть вынесен на местный референдум.Как свидетельствует практика, процедура отзыва депутатов и избранных населением должностных лиц решается не только в уставах муниципальных образований, но и в законах субъектов Федерации о местном самоуправлении (Калужская, Свердловская области), в законах о выборах (Алтайский край) или в специальных законодательных актах о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (Саратовская, Тамбовская, Белгородская области).Вместе с тем, обобщая некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отмечала, что отсутствие в законах субъектов РФ норм о порядке отзыва этих лиц не может рассматриваться как препятствие для введения института отзыва в уставах муниципальных образований.Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае издания незаконных правовых актов. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает также в случаях нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта РФ, устава муниципального образования. В случае совершения указанных выше действий представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а должностное лицо местного самоуправления отрешено от должности.Механизм реализации роспуска представительного органа муниципального образования закреплен в ст. 73 Федерального закона о местном самоуправлении .Основанием начала процедуры применения данного вида ответственности к представительному органу муниципального образования является принятие им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и зако...
Другие файлы:

Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления...

Юридическая ответственность органов местного самоуправления
Порядок осуществления объединения муниципальных районов и изменение границ муниципального образования. Ответственность органов самоуправления и должно...

Правовые принципы организации местного самоуправления
Эволюция науки муниципального права. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, предприятиями, учреждениями,...

Система органов и должностных лиц местного самоуправления
Определение и значение системы органов и должностных лиц местного самоуправления, полномочия, компетенции и некоторые условия контрактов. Анализ проце...

Публично-правовая ответственность представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления
Понятие и виды ответственности в системе местного самоуправления. Способы реализации позитивной и негативной ответственности органов и должностных лиц...