Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Роль и место антимонопольного органа в процессе экономического развития субъекта Российской Федерации

Тип: курсовая работа
Категория: Право
Скачать
Купить
Роль и место антимонопольного органа в процессе экономического развития субъекта Российской ФедерацииРефератАрабян Агаси МануковичФедеральная антимонопольная службаМосква 2008 г.ВведениеРадикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рыночные отношения, среди прочих крупных проблем обозначила серьезные проблемы, связанные с наличием глубоко монополизированных её отраслей. Особое значение эти проблемы имеют как на федеральном, так и на региональном уровнях, так как именно регионы в максимальной степени приближены к основному звену экономики предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.В условиях централизованного государственного воздействия на экономику в нашей стране наряду с предприятиями - монополистами в машиностроении, приборостроении и других отраслях народного хозяйства сформировались так называемые естественные монополии, функционирующие как на федеральном уровне (транспортировка газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки и др.), так и в пределах отдельно взятого региона, города, района и населенного пункта (местные системы электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т.д.). Сложилась такая ситуация, когда крупные предприятия-монополисты и естественные монополии практически всегда имели и имеют до сих пор потенциальную возможность своими антирыночными действиями не только создавать кризисные явления в экономике, но и всячески дискредитировать саму политику проведения рыночных реформ. В странах с развитой рыночной экономикой такие действия хозяйствующих субъектов давно уже подвергаются ограничительному и регулирующему воздействию со стороны государства. В нашей стране в этом направлении также делаются аналогичные шаги. Созданы законодательная база, соответствующие федеральные и территориальные антимонопольные органы по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции субъектов республиканского и местных товарных рынков. Роль и место антимонопольного органа в процессе экономического развития субъекта Российской Федерации1. Теоретическая модель монополии и причины ее возникновения.Монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистый монополист – это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая является производителем данного товара либо поставщиком услуги и обладает исключительным правом на продажу. Поскольку монополист контролирует общий объем предложения товара (услуг), он и “диктует цену”. Организация - монополист производит продукции меньше, чем в конкурентной отрасли, и устанавливает цену выше конкурентной. Это говорит о том, что общество несет определенные потери, а монополист получает сверхприбыль, присваивая себе часть потребительского излишка (к тому же есть возможность экономить на рекламе). В некоторых отраслях современная технология такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто за счет крупного размера предприятия. Это явление принято называть эффектом масштаба и там, где он значителен, средние и предельные издержки фирмы будут понижаться. При данном рыночном спросе достижение низких затрат на одну единицу продукции означает понижение цены для потребителей. Это возможно при небольшом количестве крупных предприятий и в конце концов, одной организации. Монополия, возникающая под влиянием положительного эффекта масштаба, называется естественной монополией. Отличительная черта естественной монополии - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, ж/д пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальны вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. 2. Причины государственного вмешательства в экономическую деятельность монополий.В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования различных видов монополий предполагает, что применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах). В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к предприятиям-монополистам или к естественным монополиям. Переход же к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования монополиями и эта необходимость вызвана рядом причин. Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией. Ввиду того, что монополии, как правило, производят продукцию (услуги), необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию этих монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации предприятий-монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Следует отметить, что необходимость участия антимонопольного органа РФ в процессе государственного регулирования монополиями обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию (услуги) монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему государственного регулирования является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике. 3. Преимущества и недостатки государственного и рыночного способов регулирования тарифовВ настоящее время у правительства РФ имеются достаточно веские основания для того, чтобы отказаться от государственного регулирования тарифов монополий. Сравнительный анализ такого регулирования с рыночным регулированием представляется небезынтересным (табл. №1). В данном случае под рыночным регулированием понимается регулирование монополий в рамках антимонопольного законодательства. При административном установлении тарифов стимулы монополии к сокращению издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваются на «выбивании» максимально высоких тарифов и при этом ответственность...
Другие файлы:

Антимонопольное законодательство в Российской Федерации
Роль судебной практики в применении антимонопольного законодательства. Проблема развития и совершенствования антимонопольного законодательства, повыше...

Комплексная характеристика субъекта Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ - Сахалинская область
Исследование понятия региона. Структура региональной социально-экономической системы. Оценка инвестиционного потенциала Сахалинской области. Характери...

Формы и методы антимонопольного регулирования в России
Теоретические аспекты антимонопольного регулирования. Монополизация рынка: общая характеристика, последствия и показатели уровня концентрации. Оценка...

Организация пенсионного обслуживания в Пензенской области
Тема организации пенсионного обеспечения населения, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъекта Российской Федерации очень актуальна...

Антимонопольные органы, их задачи, цели и действия в предпринимательских отношениях
Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антим...