Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Политические и правовые идеи в России

Тип: реферат
Категория: Право
Скачать
Купить
Министерство образования УкраиныКировоградский институт регионального управления и экономикиКонтрольная работаПо предмету: « История учений о государстве и праве»На темы: 1.Политические и правовые идеи в России в период образования и развития Российского централизованного государства.2.Теория насилия в политических взглядах Л.Гумпловича и К. Каутского.3.Политико-правовые идеи утопического социализма XVI-XVII столетий.Выполнил : студент гр. ПР-97-2 зРындыч АнтонП Л А Н
  • Политические и правовые идеи в России в период образования и развития Российского централизованного государства.
  • Теория насилия в политических взглядах Л.Гумпловича и К. Каутского.
  • Политико-правовые идеи утопического социализма XVI-XVII столетия.
  • 1. Политические и правовые идеи в период образования и развития Российского централизованного государства.Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии проходило в условиях становления феодального общества и возникновение государственности, осложненных внешней опасностью. Важными факторами были образования к 882 году государства - Киевской Руси и принятия в 988 году христианства.Развивающиеся социальные противоречия, порой выливающиеся в восстания городских низов Киева во второй половине 11 - начале 12 веков, необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников и упрочнения независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия, были главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени. Идеи независимости Русского государства, его единства, сильной княжеской власти становятся ведущими в политической литературе Киевской Руси. В дальнейшем по мере упрочнения феодальных отношений, развития процессов феодальной раздробленности и усиления внешней опасности все более настойчиво начинают пропагандироваться идеи единения всех русских земель (сначала вокруг Киева, а затем Москвы) и смягчения социальных противоречий путем умерения эксплуатации и угнетения. Развитие Руси было заторможено феодальной раздробленностью, а затем татаро-монгольским игом почти на два с половиной века. Причины бедствий постигших русский народ, его борьба против поработителей становится основными темами летописных произведений. Среди них выделяются „Повесть о разорении Рязани Батыем“ и „ Задонщина великого князя Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича“, более известная под названием „ Задонщина“.Роль, сыгранная Москвой в изгнании татаро-манголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг неё. Москва - центр освободительной борьбы - становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Однако в связи с этим встала сложная внутриполитическая проблема - преодоление сопротивления „княжат“ и набравшего в условиях раздробленности силу боярства. Кроме того двойной гнёт, легший на закрепощенное крестьянство (татаро-монгольский и княжеско-боярский), не ослаб - то, что шло захватчикам, стало достоянием собственных поработителей. Эти главные социальные конфликты, конфликты между сторонниками и противниками создания единого государства стали определять ведущие направления развития русской политической идеологии в 15 -16 веках. Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения русских земель и борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов отразились в принятии Иваном III титула „самодержец Всея Руси“, а затем присоединении и титула „государь Всея Руси“, власть которого имеет божественное происхождение. Столь очевидное признание решительно возросшей роли Москвы, получила обоснование в ряде произведений политической литературы: „Повесть о Флорентийском соборе“, „Послание о Мономаховом венце“, „Сказание о князьях Владимирских“. Эти произведения были связаны общей идеей величия московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чьё возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога.Церковь, получившая освобождение от дани татаро-монголам, приобрела со временем большие богатства. Церковное землевладение превратилось в одно из самых значительных на Руси. Эти „мирские интересы“ церкви побудили её активно включиться в политическую борьбу и привели к расколу церковников на сторонников боярской оппозиции и их противников, поддерживающих усиление власти московских государей.Борьба за укрепление самодержавия, за упразднение некоторых боярско-княжеских привилегий усилилась в период правления Ивана IV, утратив религиозную оболочку, маскировавшую её подлинный смысл. Наиболее отчетливо столкновение тенденций проявилось в полемике между ИваномIV и князем Андреем Курбским. Многие аргументы, использовавшиеся ИваномIV и в этой полемике, а также реформы, проведенные им, были теоретически подготовлены в челобитных царю Ивана Пересветова, содержащих практически политическую программу назревших преобразований.Служилый дворянин Пересветов был выходцем из русских земель, входивших в то время в состав Великого княжества Литовского. До приезда в Россию он служил польскому, венгерскому, чешскому королям и молдавскому воеводе. В своих челобитных (около 1550г.) Ивану IV Пересветов жалуется на притеснения его боярами и просит „оборонить от насильства сильных людей“.Наместничество должно быть отменено, так как ослабляет власть государя, ведет к усобицам. Пересветов писал, что наместничество привело к тому, что царь „усобную войну на царство свое напущает“. Пересветов также предложил некоторые налоговые, судебные, военные и внешнеполитические реформы. Для укрепления государства, усиления царской власти Пересветов рекомендует следовать примеру Магамета-султана, который был жесток и грозен в проведении своих реформ. Пересветов не получил ничего, что просил у царя в своих челобитных для себя, но многие его идеи оказались созвучными идеям Ивана IV и были использованы в борьбе последнего за укрепление самодержавия. Наиболее видным представителем оппозиции усилению царской власти стал Курбский один из спод...
    Другие файлы:

    Политические и правовые учения в России во второй половине 17-18 вв.
    Идея просвещённого абсолютизма. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича. Политические идеи Ф. Прокоповича. Политическая программа И.Т. Посошкова. П...

    Политические идеи Н.М. Карамзина
    Политические особенности развития России в первой половине XIX в. Краткие биографические сведения о жизни Николая Михайловича Карамзина, его историчес...

    Политические и правовые идеи декабристов 2

    Политико-правовые взгляды М.М.Сперанского и политические идеи Н.М.Карамзина.

    Концепции политических отношений периода зарождения, утверждения и развития капитализма
    Политическая мысль XVII в. Основные политические взгляды эпохи возникновения капиталистического общества. Политические идеи Д. Локка, Георга Гегеля. П...