Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Федеративное устройство России

Тип: курсовая работа
Категория: Право
Скачать
Купить
ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ1. Основные этапы развития российского федерализмаТерриториально-государственная форма устройства России прошла несколько этапов в своем развитии.Первый этап начался с провозглашения на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. Российской Федерации, что явилось прямым следствием осуществления Октябрьской революции и распада бывшей Российской империи. Это был этап создания и развития социалистического федерализма, в результате которого было образовано новое государство - Российская Федерация, а 10 июля 1918 г. была принята первая Конституция РСФСР. На российской территории произошло образование республик и областей по национальному и географическому признакам, хотя четких границ национального расселения населения не устанавливалось, как не было и четкого различия между республикой и областью, а также разграничения компетенции между центральным правительством и автономными образованиями. Кроме того, административно-территориальные части России включали также губернии и области. В 1923 г., например, в состав РСФСР входило 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. В 1922 г. был провозглашен СССР - новое федеративное государство, которое включало в свой состав формально равные субъекты - социалистические республики, обладавшие правом выхода из Союза. В действительности это была фиктивная федерация с ярко выраженной тенденцией к созданию централизованного унитарного государства. РСФСР вошла в состав СССР на правах отдельной союзной республики. При этом статус ее автономий и административно-территориальных единиц не изменялся. Было провозглашено, что субъекты Советского Союза - республики - являются национальными по форме и социалистическими по содержанию. Руководящая роль Коммунистической партии, которая официально характеризовалась как интернациональная сила, превращала Советский Союз по существу в фактически унитарное государство с формальными признаками федеративного государства, построенного по национальному принципу. После вхождения РСФСР в состав СССР на правах союзной республики сложилась уникальная с точки зрения территориально-государственной структуры ситуация, когда в состав федеративного государства входило другое федеративное государство, наряду с унитарными государствами. В этот период вопрос о национально-территориальной структуре РСФСР отошел на второй план, поскольку на первый план вышли вопросы укрепления Союза ССР как единого жестко централизованного государства.В 1936 г. была принята новая Конституция СССР, а в 1937 г. по аналогии с общесоюзной была принята новая Конституция РСФСР. В составе РСФСР насчитывалось 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 национальных округов (последние не были перечислены в тексте Конституции). Края и области, в которых проживала большая часть населения РСФСР, в качестве субъектов Федерации не признавались. Автономные республики являлись государствами, но несуверенными, поскольку их основные законы - Конституции - подлежали обязательному утверждению высшим органом государственной власти РСФСР - Верховным Советом. Правовое положение автономных областей и национальных округов не нашло своего четкого конституционного закрепления. В последующий период существования в СССР тоталитарного государства и особенно практика политических репрессий очень серьезно ударили по национально-территориальному устройству РСФСР. Были физически уничтожены многие руководители автономных образований РСФСР, были ликвидированы многие автономии без какого-либо юридического обоснования, а целые народы были насильственным путем переселены в другие места с мест их традиционного проживания. Уже в современный период в 1991 г. был принят Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в соответствии с которым действия советских властей в отношении репрессированных народов были признаны преступными, а эти народы были юридически реабилитированы. Важнейший этап развития территориально-государственной формы Российской Федерации приходится на начало 90-х гг., когда требования демократизации политической и государственной структур Советского Союза привели к его распаду и фактическому провозглашению суверенитета большинством автономных республик и многими автономными областями в составе РСФСР. Это явление, получившее название "парада суверенитетов", привело к сильному росту сепаратизма и национализма, что, в свою очередь, обернулось даже требованием некоторых республик о выходе из состава Российской Федерации. Серьезное значение для сохранения целостности Российской Федерации имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного Договора, который впоследствии был включен в текст Конституции РСФСР в качестве ее составной части. Договор подтверждал суверенитет республик в составе Российской Федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Российской Федерации. Кроме того, Федеративный Договор разграничил предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и органами власти различных субъектов Российской Федерации. Федеративный Договор не смог решить всех проблем территориально-политического устройства Российской Федерации и поставить заслон росту националистических тенденций в ряде субъектов, поскольку фактически не гарантировал принцип равноправия субъектов и оставлял много нерешенного во взаимоотношениях федеральных органов власти с органами власти субъектов. И, наконец, особым этапом развития современного российского федерализма стало принятие всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации. Проект был одобрен Конституционным совещанием и представлен Президентом РФ на всенародное голосование. Большинством голосов проект был одобрен и Конституция Российской Федерации вступила в силу, положив начало новому этапу развития федеративных отношений в России. Референдум был проведен в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации". По условиям проведения референдума Конституция считалась принятой, если за нее проголосовало 50% избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в референдуме участвовало не менее 50% зарегистрированных избирателей. По итогам голосования такие условия были соблюдены: в голосовании участвовало более 58 млн. избирателей (54,8%), а за принятие Конституции проголосовало 33,4 млн. избирателей, что составило 58,4% всех участвовавших в референдуме.2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенностиКонституционные основы национально-государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. I Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории...
Другие файлы:

Федеративное устройство России 4

Сущность и основные функции правового государства. Федеративное устройство Российской Федерации
Социальная и нравственная основа правового государства. Понятие саморегулирующегося гражданского общества. Признаки правового государства. Федеративно...

Федеративное устройство России
Понятие, принципы и формы государственного федеративного устройства современной России, исторические этапы его становления. Проблемы сохранения целост...

Федеративное устройство России и её государственный механизм
Форма государственного устройства и ее разновидности. Понятие и структура механизма государства. Федеральные и законодательные органы субъектов Россий...

федеративное устройство РФ 2