Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Популярное
Архив
Апрель 2022 (4)
Март 2022 (12)
Февраль 2022 (17)
Январь 2022 (19)
Март 2020 (6)
Февраль 2020 (13)
Студенческий сайт КФУ (ex ТНУ) » Новости » PEOPLE » Дней минувших анекдоты…
Новости » PEOPLE : Дней минувших анекдоты…
0
Автор: Sheva | Дата: 10 октября 2012 | Просмотров: 1649

Россия богата традициями, даже если их пытались забыть в течение многих десятилетий. Опасно было помнить, какого ты роду-племени. Дедушка из семьи царского офицера или бабушка, хранившая старинные фотографии своих предков-купцов, могли сильно попортить биографию живущих в наше время. Тем с большим интересом мы вчитываемся в Семейные истории тех, кто сумел сохранить память о своих предках. О своих предках в книге воспоминаний рассказывает Иван Алиханов.

Тифлисские мотивы

Михаил Егорович Алиханов происходил из горийских армян из села Хидистави, где его отец владел имением и был богатым человеком. Михаил Алиханов получил европейское образование и к пятидесяти годам имел чин действительного статского советника. Другими словами, был гражданским генералом и потомственным дворянином. Алиханов стоял у истоков регулярного почтового сообщения между Санкт-Петербургом и Кавказом и руководил Тифлисским почтовым ведомством.

Разбогател он, откупив на паях с другими лицами Сальянские рыбные промыслы. В середине XIX века Алиханов построил большой трехэтажный дом в самом фешенебельном квартале тифлисских богачей – Сололаках. У него было восемь детей.

Старший сын моего деда Константин родился в 1849 году, учился музыке с 8 лет. Будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, он продолжал свое музыкальное образование и окончил Санкт-Петербургскую консерваторию.

Вернувшись в Тифлис, он принял активное участие в создании музыкального училища. В качестве компаньонов Константин Алиханов привлек еще двух музыкантов – певца Х.И. Саванели и хормейстера А.И. Мизандари. В 1871 году они втроем основали первую в Грузии музыкальную школу.

Константин Алиханов также был одним из основателей Кавказского товарищества торговли аптекарскими товарами и оставался одним из директоров Тифлисского отделения Российского Императорского музыкального общества, председателем Кавказского общества поощрения изящных искусств. Все талантливое, что в области музыки нуждалось в финансовой помощи, получало его бескорыстную поддержку.

В 1882 году в Петербурге было организовано Императорское музыкальное общество и Константин Алиханов был избран в его первый директорат.

С 1886 по 1890 год в Тифлис регулярно приезжал П.И. Чайковский. У него с моим дядей сложились дружеские отношения. В честь приезда Петра Ильича в Тифлис обычно проводился банкет в Ортачальском имении (район Тифлиса в нижнем течении реки Куры).

В начале девяностых годов Константин Михайлович занялся коммерцией, он был организатором, а затем управляющим Тифлисского коммерческого банка (именно этот банк в 1907 году был ограблен Камо в знаменитой «экспроприации на площади»).

Константин Алиханов при всей своей занятости предпринимательством вел в музыкальном училище теорию музыки и класс фортепиано, а также концертировал.

В 1898 году в Тифлисе началось строительство здания музыкального училища (будущей консерватории) с концертным залом на 300 мест. Приобретение участка и возведение здания обошлось в 45 тысяч рублей. Для зала надо было еще 16 тысяч, которые пожертвовал Константин Алиханов.

В первом десятилетии нового века музыкальное училище по составу преподавателей и по результатам работы становится настолько солидным учебным заведением, что К.М. Алиханов написал прошение в Российское Императорское музыкальное общество о присвоении училищу статуса консерватории. В присланной на его имя ответной телеграмме было выражено принципиальное согласие на открытие в 1915 году Тифлисской консерватории. Но началась война, а следом произошла и революция.

Накануне революции в Тифлис в последний раз приехал Федор Шаляпин, который именно здесь 19-летним получил первые серьезные уроки пения. На банкете в его честь, где было поднято много тостов, Шаляпин в ответ произнес взволнованную речь, которую закончил патетическими словами: «Я рожден дважды: для жизни – в Казани, для музыки – в Тифлисе». Великий артист вспоминал позднее: «В самый тяжелый момент жизни, когда передо мной стоял вопрос продолжить учиться или навсегда бросить мысли о сцене, Усатов направил меня к Алиханову, который принял в моей судьбе горячее участие и дал возможность продолжить учебу. Если бы ни поддержка Алиханова … – я бы так и остался никому не известным хористом». Шаляпин подарил моему дяде фотографию с таким автографом: «Добрейшему Константину Михайловичу Алиханову с искренней благодарностью Ф. Шаляпин 17.02.95 г.».

Братья-адмиралы: белый и красный

Вторая по старшинству сестра моего отца, Мария, вышла замуж за обрусевшего немца, тифлисского прокурора Андрея Беренса. У них было три сына, мои двоюродные братья – Евгений, Михаил и Сергей.

Евгений Беренс был старшим штурманом крейсера «Варяг». 26 января (8 февраля по н. с.) 1904 года командиру крейсера «Варяг», стоявшего на рейде порта Чемульпо, адмиралу В. Рудневу был вручен ультиматум адмирала Уриу. Капитан собрал офицеров и сообщил о предстоящем бое. Старший штурман лейтенант Евгений Беренс, улучив минуту, написал торопливое письмо матери: «Дорогая моя, милая, родная и любимая мама, пишу тебе при тяжелых условиях, может быть, перед смертью...» Руднев вывел «Варяг» и принял бой со значительно превосходящими силами японцев. В Военно-морском музее Санкт-Петербурга на стенде, посвященном подвигу крейсера «Варяг», фотографии В. Руднева и Е. Беренса, будущего советского адмирала, расположены рядом.

А 25 октября 1917 года Евгений Беренс перешел на сторону революционных матросов и был избран начальником морского генерального штаба.

Во время Гражданской войны Евгений Беренс – начальник Морского генерального штаба, командующий Морскими силами республики. 18 февраля 1918 года он телеграфирует в Новороссийск начальнику береговой обороны Б. Жерве приказ об организации всяческого сопротивления наступающим немцам: «В крайнем случае, уничтожайте все, чтобы не досталось неприятелю». Ознакомившись с докладом Беренса, Ленин наложил резолюцию: «Ввиду безысходности положения, доказанной высшими военными авторитетами, флот уничтожить немедленно».

В мирное время Евгений Беренс стал военно-морским атташе в Великобритании и Франции. Он умер в 1928 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Младший брат Евгения Беренса – Михаил отличился в Русско-японскую войну, проявил геройство при обороне Порт-Артура. В начале Первой мировой войны его назначили командующим эсминца «Новик», который в ночь на 15 августа принял в Рижском заливе неравный бой с двумя немецкими кораблями. Германские миноносцы отступили.

Но Михаил не принял пролетарской революции. И если Евгений Андреевич все свои знания и энергию отдал борьбе за победу нового строя, то на долю контр-адмирала Императорского флота Михаила Беренса выпала трагическая честь быть последним командующим отряда кораблей Черноморского флота – Русской эскадрой, ушедшей в тунисский порт Бизерту.

В нашей семье бытовал рассказ о том, что, когда Франция признала Советский Союз, Евгений поехал в Бизерту принимать возвращенный Советскому Союзу флот, но Михаил не пожелал встретиться с родным братом.

Братья-адмиралы Беренсы избрали для себя разные жизненные пути, но прошли по ним честно, до конца выполнив свой долг перед Родиной. «Надо помнить о России...» – эти слова Евгения Беренса, выбитые теперь на памятнике ему, можно считать общим девизом двух братьев – двух адмиралов.

А 3 сентября 2002 года в Тунисе на кладбище Боржель на могиле Михаила Беренса была установлена памятная плита, доставленная флагманом российского Черноморского флота крейсером «Москва». При ее торжественном открытии парадным строем с Андреевским флагом прошли моряки крейсера, воздавая дань уважения русскому адмиралу. На плите помимо положенных надписей есть и слова: «Россия помнит вас».

Пионер индустриализации Грузии и работодатель отца Сталина

Моя тетя Елена вышла замуж за коммерции советника, одного из пионеров индустриализации Грузии, ставшего впоследствии моим крестным, Григория Григорьевича Адельханова.

Он родился в Москве в 1848 году. Окончил Коммерческое училище в Санкт-Петербурге и коммерческий факультет университета в Лейпциге, который в дальнейшем окончил и его сын.

По воле великого князя Михаила Николаевича Григорий Адельханов был отправлен на Кавказ, где в 24 года стал управляющим, а затем председателем совета Тифлисского общества взаимного кредита.

Михаил Адельханов основал кожевенный завод, который обеспечивал сапожный, седельный товар и сбрую для Кавказского военного округа и Закаспийской области. На Тифлисском кожевенном заводе Адельханова, на обувной и войлочной фабриках было занято две тысячи рабочих.

Предприятия Адельханова были самыми большими в Тифлисе. На одном из них работал отец Иосифа Сталина. А если учесть, что шефом бакинского отделения товарищества «Санитас», а значит и деловым партнером моего дяди Кости, был отец печально знаменитого прокурора Вышинского – Януарий, то марксистская идея о том, что капитализм в своих недрах растит себе могильщиков или по крайней мере отцов этих могильщиков, не лишена основания.

К 25-летию заводов Адельханова его сотрудники преподнесли владельцу оригинальный альбом. Я видел этот альбом – снаружи он был отделан серебром с цветной эмалью, а внутри – образцы всех видов продукции фабрик и кожевенного завода: кавказская бурка, седла, чувяки, сапоги, различные туфли и др. На нижней массивной обложке были ножки, альбом скреплялся застежкой. В альбоме были также фотографии всех цехов, где на переднем плане перед станками в один ряд стояли рабочие в больших фартуках.

Этот альбом оставался едва ли не единственной драгоценностью вдовы сына Адельханова (он был репрессирован и погиб в карагандинском лагере) – Нины Альфонсовны Адельхановой, урожденной Мюльман. Нина жила в малюсенькой темной комнатке за зданием института Маркса – Энгельса – Ленина (ныне в этом здании заседает грузинский парламент). Альбом хранился у Нины под кроватью. Кто-то прознал про этот старый юбилейный альбом, и к 70-летию «отца народов» сотрудники ГБ изъяли его и отправили в Москву. Сталин не опознал среди рабочих своего отца (как оказалось позже, он и не считал Виссариона Джугашвили своим отцом) – и этот альбом вернули Нине.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.