Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Популярное
Архив
Апрель 2022 (4)
Март 2022 (12)
Февраль 2022 (17)
Январь 2022 (19)
Март 2020 (6)
Февраль 2020 (13)
Студенческий сайт КФУ (ex ТНУ) » Новости » MONEY » Ливадийский парк - уникальный архитектурно-ландшафтный ансамбль
Новости » MONEY : Ливадийский парк - уникальный архитектурно-ландшафтный ансамбль
0
Автор: LENTA | Дата: 6 марта 2011 | Просмотров: 672

Ливадийский парк относят к лучшим архитектурно-ландшафтным ансамблям Южного берега Крыма первой половины XIX века. Расположенный на северо-восточном склоне горы Могаби, в поселке Ливадия, он круто спускается к прибрежным галечным пляжам западнее ЯлтыПарк Ливадии – один из старейших на Южном берегу Крыма. Основная его часть разбита в пейзажном стиле, особенно распространенном в конце XVIII – начале XIX веков. При закладке парка максимально сохранялась местная крымская растительность. Для структуры парка характерен ярко выраженный рельеф, сочетающий пологие участки с полянами лугового типа, скалистые обрывы, склоны, покрытые лесом. Искусно сложенные подпорные стенки с вьющимися по ним розами и глициниями, небольшие фонтаны, мраморные диваны, декоративные вазы, беседки и галереи придают парку особую прелесть и очарование.
Архитектурной доминантой парка является Ливадийский дворец, возведенный в 1910-1911 годы по проекту архитектора Николая Краснова в стиле итальянского Ренессанса из белого инкерманского камня, любимая летняя резиденция императора Николая II. Дворец имеет один большой внутренний дворик — итальянский и три малых световых дворика: арабский, мавританский, средневековый. Здесь в феврале 1945 года проходила Ялтинская конференция глав трех союзных держав антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании (делегации возглавляли И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль). В настоящее время бывшая царская резиденция стала музейно-оздоровительным комплексом, а парк, выдержанный в пейзажном стиле, за 150 лет своего существования не утратил своего исторического значения и богатства дендрофлоры.
В 60-е годы XX века дендрофлора Ливадийского парка насчитывала 400 таксонов, но уже к 1996 году она сократилась до 135 видов и форм в силу возрастных изменений и отсутствия надлежащего ухода.
В настоящее время в парке произрастает 26 хвойных таксонов, среди которых наибольшее распространение имеют сосна пицундская, кипарис вечнозеленый пирамидальный, кедр атласский; единично встречаются лжетсуга сизая, сосна Бунге, пихта испанская. Ассортимент лиственных древесно-кустарниковых пород насчитывает 51 таксон. Среди них представляют ценность декоративные формы шелковицы черной, миндаля обыкновенного, боярышника однопестичного, глицинии китайской и пышноцветущей, каштана конского. Много в парке дуба черешчатого и пушистого, платанов восточного и кленолистного, липы европейской и крымской; реже встречаются клены, вязы; единично — бундук канадский, парротия персидская. Кустарники представлены: форзицией, спиреями, экзохордой и другими. Вечнозеленые и полувечнозеленые деревья и кустарники насчитывают 31 таксон. В их числе: земляничники мелкоплодный и крупноплодный, магнолия крупноцветковая, фейхоа Селлова, османтус душистый и другие.
В Ливадийском парке произрастает более 15 видов лиан. С самого начала создания парка вертикальному озеленению была отведена большая роль. Ажурная пергола на верхней террасе между Свитским корпусом и левым крылом дворца увита культурным виноградом. От дворца в сторону моря вниз по склону протянулась самая длинная на всем побережье 80-метровая пергола. Она сооружена из металла и ранее была густо увита розами, глицинией, виноградом. Характерной особенностью парка является не только богатый видовой состав, значительное насыщение экзотическими породами, но и оптимальный баланс хвойных, листопадных и вечнозеленых видов. Однако при этом наблюдаются некоторые отрицательные явления. В силу естественного старения отмирают некоторые ценные экзоты: секвойядендрон гигантский, каштан конский и некоторые другие. При этом древесные композиции нарушаются, утрачивают гармонию, эффектность. В основе восстановления пейзажных групп парка должен лежать методологический подход, учитывающий декоративность, долговечность и устойчивость отдельных растений.
В настоящее время особый интерес представляет придворцовая часть Ливадийского парка, разбитая в регулярном стиле. Дворец органично связан с природным окружением. Это достигается путем создания разнообразных полуоткрытых пространств со всех сторон дворца: итальянский и арабский дворики с запада, наружные лестницы с востока и юга, балконы, лоджии, колоннады, аркады на каждом фасаде. Элементы регулярной планировки у стен дворца, террасы с подпорными стенками, стриженые живые изгороди, малые формы, цветники словно продолжают архитектуру в прилегающем пространстве.
С северной стороны дворца обращают на себя внимание два белых мраморных льва, лежащие по бокам портика. Справа и слева от портала в нишах – порфировые вазы на стройных полированных постаментах. У боковых стен – мраморные диваны с высокими резными спинками и подлокотниками в виде грифонов. Перед портиком площадка, ограниченная подпорной стеной. На площадке - мраморная ваза. Приблизительно до середины 50-х годов XX в. она
была составной частью фонтана в итальянском дворике. Сейчас в ней высаживают летние цветочные культуры. По бокам портика два дерева лавровишни лузитанской. За подпорной стеной участок естественного южнобережного леса с включенными в него экзотами.
Напротив входа во дворец расположен мраморный фонтан в итальянском стиле. В форме партера и стрижках не соблюдается правило симметричности, что вполне объяснимо асимметричностью самого дворца. У левого ризалита восточного фасада дворца, у наружной лестницы с галереями находится средневековый дворик, который образован стеной дворца, лестничным маршем и живой изгородью из лавра. Название этому уголку дали колодец из серого камня, находящийся в углу трехмаршевой лестницы из диабаза; и химера над колодцем – традиционный элемент декора в архитектуре западноевропейского средневековья. В центре дворика – мраморная ваза с растительным орнаментом.
В юго-восточном углу у самых стен дворца – группа кипарисов. Постановка их рядом со зданием – прием, рассчитанный на эффектный контраст плоских белых стен с темной зеленью вечнозеленых кипарисов.
Итальянский дворик Ливадийского парка – типичный изолированный сад для отдыха. Вход в него со стороны церкви закрыт коваными металлическими воротами со сложным узором в виде листьев, цветов и фантастических животных (работа мастеров из Вероны 1750 года). Дворик пересекают строгие линии восьми дорожек, которые сходятся в центре у мраморного фонтана. До середины XX века роль фонтана выполнял колодец в виде чаши из мраморовидного
известняка, а на газоне между дорожек росли кусты роз. В послевоенные годы дворик изменился: на смену колодцу (в настоящее время он находится перед портиком северного фасада дворца) пришел мраморный фонтан работы итальянского мастера А. Рампини, датированный серединой XIX века. В итальянском дворике сохранились мраморные диваны; интересна мраморная ваза с головой льва и ручками в виде змей.
К северной части Крестовоздвиженской церкви примыкает небольшой дворик, получивший название мавританского. Он образован двумя взаимно перпендикулярными в плане аркадами. Архитектурный акцент дворику придает оригинальный мраморный фонтан «Ливадия», выполненный в арабском стиле. Это наличник, обработанный тонкой резьбой. В центре его установлена небольшая бронзовая голова, изо рта которой струится вода. В верхней части фонтана написано вязью по-арабски «Ливадия». Фонтан был установлен в 1863 году. Здесь же располагается колонна из серого мрамора с арабским текстом, но на самом деле из 14 полустиший на колонне только одно (десятое по счету) написано на арабском языке, а остальные — на турецком. Колонна датирована 1838 годом. В Ливадию она, вероятно, попала в качестве трофея с Балкан после русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Кроме итальянского дворика, интересен в структуре дворца арабский дворик, который представляет собой высокий, в три этажа, световой колодец. Между окном и дверью западной стены дворика расположен пристенный фонтан «Мария» из резного белого мрамора с пятигранной раковиной и латунной трубкой для струи.
Другая проблема Ливадийского парка – разрушение малых архитектурных форм. При этом следует отметить, что изначально Ливадийский парк был богат малыми архитектурными формами. До настоящего времени из упоминаемых в литературных источниках архитектурных форм сохранились далеко не все.
Особенно пострадали в Ливадии вазы и фонтаны. К сожалению, плачевна судьба всех неохраняемых объектов, в том числе и ливадийских. В наши дни самый распространенный тип вазы — украденная или разбитая, фонтана — фонтан оскверненный и недействующий. Умирание фонтанов — одна из наиболее ощутимых потерь Ливадийского дворцово-паркового ансамбля. Продуманная и создаваемая на протяжении полувека система ливадийских фонтанов не сохранилась до наших дней. Но даже то, что уцелело, приведенное в порядок, заставит по иному увидеть Ливадийский дворцово-парковый ансамбль.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.