Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Популярное
Архив
Апрель 2022 (4)
Март 2022 (12)
Февраль 2022 (17)
Январь 2022 (19)
Март 2020 (6)
Февраль 2020 (13)
Студенческий сайт КФУ (ex ТНУ) » Новости » ФОРМУЛЫ » ИТ как движущая сила инноваций в высшем образовании
Новости » ФОРМУЛЫ : ИТ как движущая сила инноваций в высшем образовании
0
Автор: Sheva | Дата: 11 мая 2013 | Просмотров: 1047

Основная деятельность вузов — образование, поэтому важно, чтобы информатизация способствовала внедрению инновационных методов обучения. В этом плане наиболее очевидным примером является мультимедийное оборудование, которое стало активно применяться во многих вузах.

Как рассказал Сергей Кувшинов, в РГГУ создан многофункциональный мультимедийный аудиторный комплекс, который включает средства 3D-визуализации, многоканального звука, интерактивные комплексы Smart, системы дополненной реальности и даже мобильные робототехнические устройства, функционирующие в рамках объединенной международной виртуальной учебно-исследовательской лаборатории, в которой ведут учебный процесс Задарский университет, Венский технический университет, Дальневосточный государственный университет, МГУПИ, Станкин и ряд других вузов.

А Сергей Ивлиев привел в качестве примера использование интерактивных игр на занятиях: “Пермский национальный исследовательский университет закупил 20 планшетов iPad для новой формы занятий. С их помощью мы проводим со студентами игру, связанную с имитацией работы финансового рынка. Через мобильные устройства студенты делают биржевые заявки, назначают цену, заключают сделки. Эту же технологию мы используем для дистанционных курсов и контроля знаний”.

Но, конечно, для обучения одних лишь технологий недостаточно. Многое зависит от мастерства преподавателей и их стремления к новаторству. По словам Елены Безруковой, кто хочет применять, например, 3D в лингводидактике, проводить интерактивные занятия или активно использовать видеосъемку лекций, предлагать дистанционные углубленные курсы, заниматься имитационным моделированием и прочее — тот это делает. А если в этом нет потребности и содержание курса этого не требует, то не помогут и ИТ-решения. Это мнение разделяет Сергей Сухоруков: “Далеко не все инновационные методы дают позитивный результат и улучшают качество образования, как и не всегда применение ИТ в процессе обучения повышает качество обучения”. Так стали открываться сайты, предназначенные для студентов и преподавателей. К таким относится и studybase.cc. На нем можно найти, необходимые учебные материалы для подготовки к занятиям, лабараторные и лекции. 

Тем не менее в некоторых случаях ИТ открывают новые возможности для передачи знаний. Так, внедрение вычислительного кластера в Пермском национальном исследовательском университете позволило проводить на этом суперкомпьютере практическую часть учебных курсов. Студенты решают задачи финансовой инженерии, экономического моделирования и выполняют исследования микроструктуры финансовых рынков совместно с профессорами европейских вузов, принимая участие в научной работе.

К сожалению, наши вузы еще далеко не полностью используют возможности, которые уже широко применяются за рубежом. Например, компания “Прогноз” разработала для ряда китайских университетов порталы, содержащие огромные массивы данных по национальной и мировой экономике, куда встроены современные инструменты обработки и анализа информации. “Это значительно расширяет возможности учебной и исследовательской деятельности студентов и аспирантов, так как они могут получать информацию не только из Интернета, но и с помощью систем, адаптированных под задачи вуза”, — утверждает Сергей Ивлиев.

В этом году был наконец принят федеральный закон, который разрешает учебным заведениям использовать дистанционное обучение (ДО). Подстегнет ли это внедрение ИТ в вузах? Сложный вопрос. Эксперты отметили, что с одной стороны, развитие ДО невозможно без развития ИТ, но с другой — в ДО основным является не ИТ, а методология обучения, которая отличается от очной или заочной формы.

Сергей Ивлиев разделил ДО на два типа: “Первый — удаленное присутствие на лекциях, семинарах, конференциях. Эта задача решается путем закупки решений для видеоконференцсвязи. Дополнительно может потребоваться расширение интернет-каналов. Второй тип — разработка и распространение курсов дистанционного обучения. Здесь от сотрудников вуза требуется большая методическая работа, даже если вуз приобретет готовую систему для обучения, тестирования и подготовки курсов”. С его мнением согласен Сергей Сухоруков: “До тех пор пока методологически не созданы курсы под ДО, ни о каком дистанционном обучении речи быть не может. Сначала создается методология, и только затем подключаются ИТ”.

К тому же дистанционные методы подходят не для всех дисциплин. “Существует определенный круг специальностей, в основном гуманитарного профиля, к которым применим данный подход. Хотелось бы отметить опыт Всероссийской государственной налоговой академии по результативному использованию дистанционного обучения”, — сказала Елена Безрукова. А Денис Бушковский добавил, что для ДО необходимы не только специализированные системы, но и их реализация в тесной интеграции с системами учета и управления вуза.

Но в целом эксперты высоко оценили перспективы ДО, так как такой подход позволяет передавать знания большему количеству студентов, избавляя их от необходимости приезжать на очные семинары и лекции. По их мнению, именно такова образовательная модель будущего: полностью электронная или смешанная, сочетающая дистанционное образование и занятия в аудитории.

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.