Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Популярное
Архив
Апрель 2022 (4)
Март 2022 (12)
Февраль 2022 (17)
Январь 2022 (19)
Март 2020 (6)
Февраль 2020 (13)
Студенческий сайт КФУ (ex ТНУ) » Новости » ЕРУНДА » Циркуляция интеллектов
Новости » ЕРУНДА : Циркуляция интеллектов
0
Автор: Sheva | Дата: 30 мая 2012 | Просмотров: 29429

Социальный лифт или офисный пиджак – какая метафора лучше описывает высшее образование в современном мире? Как избежать утечки умов из страны, не законопачивая все щели? Эти и другие вопросы обсудили эксперты на международной конференции «Императивы интернационализации», прошедшей на днях в Москве. Её организовали Национальный фонд подготовки кадров, Российский совет по международным делам и фонд «Новая Евразия».
Всё больше молодых людей получают высшее образование вне родной страны. По данным ЮНЕСКО, в 1980 году число «академических мигрантов» составляло чуть больше миллиона, к 2000 году выросло почти в два раза, в 2009 достигло 3,7 миллиона и продолжает неуклонно расти. Большая их часть – около 20 процентов – обучается в США, 12 процентов – в Британии, 8 процентов – во Франции.
Россия в рейтинге вузовской гостеприимности занимает восьмое место, в основном благодаря молодёжи из стран постсоветского пространства. По данным Федеральной службы госстатистики, их у нас где-то три четверти от общего числа иностранных студентов: 117 из 154 тысяч человек, учитывая и заочников. Причём за последние три года студентов из СНГ и Балтии в России стало больше почти на 25 тысяч, а особой динамики в отношении европейцев, американцев и азиатов не наблюдается.
Резко растёт и число россиян, получающих образование за рубежом: в середине 1990-х годов их насчитывалось примерно 13 тысяч, в 2000 году – около 25 тысяч, а в настоящее время эксперты говорят о 50 тысячах, сводя воедино данные Института международного образования США и Института статистики ЮНЕСКО и ОЭСР.
Власти России готовы сами спонсировать обучение как минимум 3 тысяч наших студентов в ведущих вузах мира, с тем только условием, что они вернутся на родину и устроятся на работу по специальности. На эти цели из федерального бюджета планируют потратить 5 миллиардов рублей. Программа получила название «Глобальное образование» и может быть утверждена уже к сентябрю текущего года.
Постепенно ослабевают и бюрократические барьеры в области академических обменов. Идёт большая реформа по упрощению процедуры признания иностранных дипломов и документов об учёных степенях. В частности, в России будут автоматически признаны дипломы зарубежных вузов, хотя бы однажды одновременно вошедших в три ведущих мировых рейтинга: «Шанхайский», QS World University Rankings и The Times Higher Education World University Rankings. Сейчас таких учебных заведений около 200. Стоит отметить, что Московский государственный университет в этих рейтингах занимает 77, 112 и 276 место соответственно, а СПбГУ – и вовсе в третьей, а то и в четвёртой сотне.
– Интернационализация для нас архиважна и архинужна, – по-ленински бодро заметил на конференции Игорь Проценко, директор Департамента международной интеграции Минобрнауки России. – Обостряется борьба между странами в сфере инноваций и науки! И в то же время выпускники университетов не устраиваются по специальности. Безработица среди молодёжи даже в ведущих странах достигает и 25, и 50 процентов. Нужно искать пути развития университетской модели Гумбольдта. Она ещё работает, но должна получить новое развитие. Мы не создаём социальные лифты для молодых людей. Мы пришли к ситуации, когда диплом о высшем образовании для офисного служащего играет роль пиджака. Так не должно быть.
По словам чиновника, 29 национальных исследовательских, 9 федеральных и 2 университета с особым статусом – МГУ и СПбГУ – ежегодно получают около 27 миллиардов рублей дополнительного финансирования. Эти средства можно тратить не только на инфраструктуру, но и на обучение студентов и аспирантов за рубежом, в том числе в интересах вузовских бизнес-партнёров. А на программы прямой поддержки совместных научных исследований государство за последние годы выделило около 1,5 миллиарда рублей.
Немецкое научно-исследовательское общество (DFG) ежегодно тратит на поддержку научных исследований в Германии и за её пределами 2,3 миллиарда евро, причём большую часть, около 40 процентов, – на биологические и медицинские разработки. Такие данные привёл Йорн Ахтерберг, руководитель московского бюро DFG. Также он рассказал об «Инициативе превосходства» – немецкой государственной стратегии поддержки передовых научных исследований. На неё уже израсходовали около двух миллиардов евро и планируют выделить ещё 2,7 миллиарда. Три четверти средств идёт из федерального, четверть – из региональных бюджетов. В программе принимают участие 37 немецких университетов. К ней планируют привлечь 4 200 исследователей, причём четверть – из-за рубежа, преимущественно из Соединённых Штатов. К 2017 году в рамках программы будут работать 39 исследовательских центров и 37 технопарков.
Обучение иностранцев может приносить стране нешуточную прибыль. Скажем, доходы США в этой области составляют 21 миллиард долларов, Австралии – около 15 миллиардов, а Канады – около 300 миллионов. Такую статистику привёл Джейсон Лейн, научный сотрудник Института исследований глобальной образовательной политики университета Олбани. Впрочем, по его словам, международный обмен студентами важен не только с экономической, но и с дипломатической точки зрения. Молодые люди, получающие образование за рубежом, становятся своего рода послами своих стран, благодаря чему «человечество становится гуманнее, а нации учатся жить в мире», как заявил в 1946 году сенатор Джеймс Фулбрайт, инициатор одной из крупнейших в мире программ образовательных грантов.
Подобной точки зрения придерживается и Андрей Кортунов, гендиректор Российского совета по международным делам и президент фонда «Новая Евразия»:
– Интернационализация образования – один из инструментов разрешения конфликтов, преодоления недоверия, развития сотрудничества. Глобализация образования – часть глобализации социально-экономической. Наши попытки войти в Тихо-Азиатский регион, найти modus vivendi в Европе обречены на неудачу, если мы забудем об академических обменах.
Андрей Кортунов провёл параллели между рынком образовательных услуг и рынком вооружений. В мире первый развивается гораздо быстрее второго. В России – наоборот: в оборонку правительство вкладывает «значительно больше сил, времени, политических инвестиций», чем в образование.
– Правильно ли это? Перспективно ли это? Подтвердит ли через 20–30 лет такая стратегия свою успешность? Ответы как минимум не очевидны, – вздохнул эксперт.
Непродуманной считает политику нашего правительства в области образования Нина Боревская, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, входящая в управляющий совет Международного института планирования образования ЮНЕСКО:
– Рынок образовательных услуг – это не стихия. Рынком нужно управлять. Несмотря на экономическую ситуацию в стране, мы должны вкладывать средства в интернационализацию. У нас проблемы с интернационализацией не потому, что мы испытываем экономические трудности. Я говорю так, исходя из китайского опыта образовательных реформ. Я изучаю его много десятилетий. Китай начинал свои реформы в области образования и экономики в 80-е годы с несравненно более низкого уровня, чем мы в 90-е. Китайское правительство не просто вкладывало деньги, а тщательно прорабатывало стратегию, уделяя внимание всем деталям. В университетах открывают отдельные лаборатории специально для получивших образование за рубежом: они не просто владеют новыми технологиями, у них уже иная ментальность. Они получают многочисленные льготы и небольшой стартовый капитал для открытия своего бизнеса. Запад – безусловный центр инициатив по интернационализации. Но Восток усиливается. Я недавно была на конференции в Катаре. Там вручается самая крупная премия в области образования. Они хотят слезть с нефтяной иглы и стать образцом интернационализации. Так что России тем более пора продумать собственную тактику.
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.